Выполняется поиск...

Ничего нет

К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.

Популярные запросы
!
События
Дарим вам скидку 50% по промокоду "New50" на первую покупку книги из специальной подборки
популярных книг!
Выбор книги
Король тьмы – Эдгар Аллан По

Король тьмы – Эдгар Аллан По

07 декабря 2025
11

Когда у каждого свои переживания,

Не нужно ждать от мира понимания,

Не спорь с судьбой, смотри на вещи ясно,

И ты поймешь, что всё не так ужасно…

-

Итак, если вас не пугают сумрачные лабиринты собственного подсознания, то разговор о таком загадочном писателе как Эдгар Аллан По несомненно вызовет у вас твердое желание окунуться в свои потаенные чувства и желания еще разок, как можно глубже (хотя бы на пару часов, из чувства любознательности и дремучих суеверий).

Родился Аллан Эдгар По 19 января 1809 года в Бостоне, штат Массачусетс, в семье странствующих актеров Элизабет и Дэвида По, благополучие которых выглядело столь же безрадостно, как и жизнь в самом штате Массачусетс.

Разумеется, ничто не говорило о том, что когда-нибудь имя мальчика станет известно всему миру, а его творческое наследие будут называть не иначе как шедеврами литературного гения, сознание которого находилось под влиянием явно сюрреалистических сил.

Так ли это на самом деле? Никто не знает… Однако, если вдуматься, то даже поверхностный взгляд на многих писателей прошлого или настоящего сразу же обнаруживает, что их профессиональное саморазвитие базируется вовсе не на высоких требованиях к творчеству, а скорее на психологических травмах и сексуальной неудовлетворенности, корни которых уходят глубоко в детство, полное неизбежных столкновений с жестокой реальностью.

Впрочем, не будем злословить, а попросту признаем, что По, вне всяких сомнений, явление неординарное, полное противоречий. В сущности, его писательский дар похож на испытательный стенд мазохиста, поскольку общаться со своими внутренними демонами может далеко не каждый, а только тот, кто воспринимает сложившуюся картину мира исключительно в рамках средневековой инквизиции. Более того, следует отметить, что многие творцы слова, авангардные живописцы и музыкально-одаренные личности с большой охотой насилуют персональный разум, желая обнаружить там священный грааль эпатажного коммерческого успеха.

Если учитывать подобные факты, то эпатирование публики не входило в планы Эдгара Аллана По никоем образом. Он всего лишь стоял на краю бездонной ямы, на дне которой копошились его соотечественники. Он обнажал самую суть человеческой жизни. Его проза далека от пасторальных повествований, амурных похождений или сентиментальных наблюдений. Он не сочинял трактаты о смыслах бытия, а создавал свои тексты из метафизики слов, сюжетов и образов, ведущих нас прямиком в преисподнюю.

Увы, По и впрямь не интересовался жалким романтизмом своих литературных современников (многие из которых считали По "посредственным сочинителем", называя его стихи "бессмысленным набором слов", а рассказы – "глупыми страшилками"). Эдгар По являлся новатором. Он осмелился нырнуть в бездну человеческого подсознания без розовых очков. Он игнорировал лирические отступления. Он намеренно двигался именно туда, где обитают демоны, безумие и некротическое влияние потусторонних сил.

По создавал новое направление в литературе, жанр готического ужаса. Он усиливал его детективной формой и психологическими экзерсисами. Его рассказы – "Колодец и маятник", "Падение дома Ашеров", "Сердце-обличитель", "Маска красной смерти" признаны каноническими произведениями о сверхъестественном. В каком-то смысле, это даже не рассказы, а анатомическое исследование человеческой психики, скрытые свойства которой способны разрушить здравомыслие любого человека как карточный домик, оставляя взамен опустошенность и недоверие к реальному положению дел.

Разумеется, подобная сила нуждалась не только в прозе, но и в поэзии. А поэзия, как известно, любит тех, кто рассматривает окружающую действительность через призму личного горя и душевных переживаний. Поэзия По – это отдельная история, полная меланхолии, скорби и одиночества. Его знаменитый "Ворон" действует на читателя ничуть не хуже полноценного гипнотического сеанса. Это не стихотворение, а полубезумный монолог с собственными тенями, попытка поговорить с теми, кто нас не слышит. "Nevermore" изрекает птица, внушая каждому из нас очевидную безысходность всего сущего на свете. "Nevermore" снова и снова повторяет ворон, в голосе которого слышится очевидная насмешка над горькой участью каждого человека.

Конечно, можно и дальше описывать портрет мрачного гения американской готики с вычурными подробностями, дополняя его сомнительными уликами, сплетнями и причудливыми деталями. Но зачем? Драматизм нашего существования и без того очевиден. Мы все не без греха или камня за пазухой. Хотите верьте, или нет, но в каждом из нас живет частичка Эдгара Аллана По. Он, как и мы, в сущности, жертва своей исторической эпохи, с её уголовными элементами, рабовладением и технологическим прогрессом.

Посудите сами, XIX век оказался веком пара, железных дорог и газетной шумихи. Это было время бурных перемен, научных открытий и грохота промышленной революции. Этот был период, когда мануфактурное, бухгалтерское начало нашей цивилизации, с его банковской системой и пещерными феодальными устоями, стало доминировать в каждом сегменте человеческой жизни, превращая любые достижения прогресса в стремительный бег к очередным войнам, голоду и разрухе. Эдгар По, живший в Америке, культура которой основана на мифах об освоении "Дикого запада" и людоедских рыночных отношениях, испытал на собственной шкуре, что такое бедность, преступность, безумие, упадок и деградация личности.

Да, судьба не благоволила ему. Она, как будто нарочно вылепляла из него альтернативно-одаренную личность, переполненную персональными трагедиями по самую макушку, включая раннюю смерть родителей, нищету, постоянную борьбу за выживание и потерю любимой женщины. Эти и другие обстоятельства, бесспорно, повлияли на творчество писателя, буквально пропитав его атмосферой безысходности.

Казалось бы, с таким мироощущением – прямая дорога на тот свет. Но, однако же, Эдгар Аллан По предпочел этот. Он сделался критиком, издателем, редактором, активным участником литературных дебатов. Его статьи, полные остроумной язвительности, высмеивали недостатки буржуазного общества, частью которого он без сомнения являлся. Больше того, По был одним из первых, кто поднимал вопросы о культурном предназначении "высокой" литературы, противопоставляя её коммерческой низкопробной "макулатуре".

Безусловно, такие заявления требовали от автора серьезных доказательств в обращение с литературным пером. И По, разумеется, демонстрировал ремесло истинного рассказчика без ложной скромности. Он тщательно выверять каждое слово, каждую фразу, чтобы текст выглядел максимально ясным и выразительным, а не пустым набором банальных слов, слагаемых очередным графоманом. Он мастерски создавал атмосферу театра ужасов, ощущение тревоги, неуверенности и предчувствие катастрофы. Он умело погружал читателей в мир, где реальность переплетается с кошмаром, становясь первоисточником всяческих бед, психологических проблем и криминальных разборок. По буквально стирал границы между трезвым разумом и безумием, заставляя думать о том, что смысл жизни (если он вообще существует) – это не более чем танец смерти, возвращение к праху, из которого мы все когда-то вышли.

Впрочем, надо отдать ему должное, как профессиональный сочинитель инфернальных историй, По не чурался прекрасного. Он был тонкой натурой. Он полагал, что подлинная красота эфемерна и неосязаема, она неразрывно связана с меланхолией и смертью. Красота всегда там, где находятся увядание, утрата и печаль. Это идея пронизывает всё его творчество. Он не боялся показывать уродливое, болезненное, отвратительное, находя в этом свою особую, мрачную эстетику.

К сожалению, в подобной эстетике прошел едва ли не весь XX век, оказывая огромное влияние на мировую литературу, кинематограф, музыку, живопись. Тем более, – человечество хлебом не корми, а дай только повод ужаснуться над собственными поступками, революционными преобразованиями, саморазрушением и фанатичной верой в мифологических богов.

В итоге, творчество Эдгара Аллана По стало источником вдохновения для многих писателей. Он был одним из тех первопроходцев, кто заложил основы готического романа, психологического триллера и, конечно же, детективного жанра. И хотя рассказы господина По буквально пронизаны мглой, мистикой и приближением смерти, нельзя не отметить, что они (эти самые рассказы), все же, обладают притягательной силой, заставляя нас вновь и вновь с тревогой задумываться о темных сторонах нашего крайне неуравновешенного подсознания, способного как разрушить, так и возвеличить человека…

Теги: эдгар по
11
0
0

Комментарии (0)

Сортировать по

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Комментарии отсутствуют

К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!

Читайте ещё

Собрали для вас посты похожие на запись "Король тьмы – Эдгар Аллан По" , а также другие посты этого автора