Тот, кто решится писать берущий за душу роман об инопланетном вторжении – пусть почитает исторические книги о конкистадорах и индейцах. Вот уж когда столкнулись непохожие – и ничего друг о друга не знавшие – «миры».
Америка была для Кортеса с сотоварищами по-настоящему «терра инкогнита». А можно сказать: другой планетой. Вряд ли «милитаристам» откуда-нибудь из системы Альфа Центавра пришлось бы при завоевании нашего геоида проявлять больше осторожности и изобретательности, чем коварным и отчаянным испанским сеньорам.
А вообразите испытанный ацтеками культурный и прочий шок!.. На голову свалившиеся пришельцы умели извергать из своих «трубок» (мушкетов) огонь и ехали верхом на животных, никогда прежде индейцами невиданными. (Напомню: ацтеки – в отличие от инков – не имели даже лам; вообще никакой скотины. А только собак и кое-каких домашних птиц).
Монтесуму – который до прихода Кортеса прославился как мужественный боец – нередко упрекают в безволии и трусости. Но ацтекского императора где-то можно понять. Он – вероятно – не мог сообразить, с кем имеет дело. Загадочные бородачи вроде бы и напоминали богов, приход которых обещали легенды. А – с другой стороны – вели себя «не по-божески»...
Поразительно, что ацтеки – не под руководством Монтесумы – все-таки оказали испанцам яростное сопротивление и даже устроили врагу «ночь печали».
(Замечу в скобках: распространенные оценки численности индейских армий в десятки тысяч человек кажутся мне абсолютно ложными. Если бы в той же битве при Отумбе сотням испанцев – а ведь многие из конкистадоров страдали от прежде полученных ран!.. – противостояло в десять-пятнадцать раз большее войско ацтеков, у «гостей» из Старого света не было бы шансов. Даже понеся значительные потери, индейцы добили бы противника стрелами и копьями, когда тот окончательно вымотался бы. По крайней мере: ацтеки могли бы отступить – но не разгромленными).
Кто-то из писателей (ради звонкой фразы?..) сказал про конкистадоров и ацтеков: тогда – мол – вновь греки сражались против персов. Но нет: продвинутые, вооруженные «магическими» технологиями «гуманоиды» нанесли поражение «примитивному человечеству».
Персы никогда не смотрели на греков как на богов. Скорее наоборот: с пренебрежением – что Ахеменидов и подвело.
В войне с Александром Македонским персидская армия – пусть и хуже подготовленная, не так хорошо вооруженная, с меньшей дисциплиной и слабой мотивацией сражаться – тягалась не с абсолютно незнакомым противником и имела приличные шансы победить.
Просчёты самоуверенных военачальников Дария и роковое стечение обстоятельств (куда относится и смерть Мемнона – греческого полководца на службе у персов – который организовал достойный отпор завоевателям и уже искал против Александра союзников в самой Элладе) сыграли в крушении Ахеменидской империи не меньшую роль, чем разящие длинными сариссами фалангиты и военный гений македонского царя.
Последствия конкисты и покорения Александром Востока нельзя и сравнивать.
Гибель персидской державы не означала гибели социальных институтов, религии (несмотря на сожжение македонским захватчиком священных зороастрийских книг) и других аспектов культуры персов. Наоборот: Александр многое перенял у поверженных врагов. Не зря историки называют его «последним Ахеменидом».
То, что случилось с индейцами – ацтеками, инками, майя и т.д. – качественно отличается от такого «нестрашного» сценария.
Индейцы остались – но старый индейский мир погиб. Мы до сих пор знаем о нем меньше, чем о самых древних цивилизациях нашего полушария вроде фараоновского Египет.
Америка эпохи «до Колумба» реконструируется буквально по обломкам. Например: письменность майя – на секундочку: народа, создавшего один из самых точных календарей – только во второй половине XX века расшифрует советский учёный Ю.В. Кнорозов.
Слова «индейцы остались» требуют оговорок. Может быть, Новый свет не проиграл бы Старому по всем фронтам – если б не огромные человеческие потери исконных американцев.
Увы!.. Конкистадоры явились не только с порохом и в латах – а ещё и с болезнями со своего материка, которых в Америке раньше не было. Европейские хвори (оспа, чума, туберкулёз...) унесли огромное количество индейских жизней. Коренное население Нового света сократилось в разы.
Как тут не вспомнить роман классика научной фантастики Герберта Уэллса «Война миров», где происходит то же самое – но наоборот?..
Марсианские агрессоры – против навороченного оружия которых оказалась бессильна земная артиллерия (вот броненосцу на Темзе удалось справиться с двумя инопланетными «треножниками», но это был лишь эпизодический успех) – сгинули от наших родных бактерий и микробов, против которых у монстров не было иммунитета.
Трагедия индейских обществ поражает воображение. Заставляет думать и рефлексировать. Задаваться серьезными моральными и социально-философскими вопросами.
ЛитСовет
Только что
Комментарии отсутствуют
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!