• Главная
  • Блоги
  • Проблемы современной российской фантастики. Краткий очерк

Проблемы современной российской фантастики. Краткий очерк

05 февраля 2023 Авторы
Проблемы современной российской фантастики.  Краткий очерк

Это будет спорный блог.
Я как читатель фантастики, писатель фантастики, потребитель фантастического контента: артов, сериалов, аудио и пр., не могу пройти мимо этой темы.
Я нигде и никогда об этом не писала.

На мысль меня навело прочтение одног романа в жанре научной фавнтастики.

Так получилось, что с начала десятых годов я вообще забросила читать российскую фантастику. Американскую еще почитывала, европейскую - иногда, больше ради отслеживания новинок. А российская мне не заходила.
Я никак не могла отчетливо сформурировать причины. Очнувшись десять лет спустя, я оказалась в странном состоянии недоуменя.

Это исключительно мое мнение, как читателя. Ни накакое экспертное заключение литературоведа я не претендую. Проблема первая и основная - вторичность, надуманность и банальность сюжетов. В определнный момент у руля российской фантастики стали такие персоанажи как Минаков, где-то на периферии Дивов. Этих тварищей, обоих я вообще не могу читать.

Мимо меня просвистел зомбический Круз. У Лукьяненко я читала не все. Дозоров мне хватило двух томов.

Я помню, как мне на почту сыпались предложения от вполне себе уважаемых издательсв с заказами книг по тематике выходящих в прокат блокбастеров, ужастиков и прочей фигни. То есть сами мы ничего не придумывает, есть тренд и все - в тренд. То нам нужен киберпанк и срочно, то зомбаки, то постап, то еще что-нибудь (поставьте, что хотите).

С появление площадок самиздата у меня появилась слабая надежда, что на поверхность выплывут таланты и новые оригинальные сюжеты. Как я ошибалась! Тут пара остновных причин: вал литературного говна, которым переполнен самиздат; и невозможность долго копаться в говне, чтобы найти тот самый роман, который хочется прочесть.
В последнем случае мне помогда обычная коммуникация с писателями. Я люблю сама все отыскивать, копаться, читать, но в случае цафрового мира это не работает. Тексты идут валом, и ты в них теряешься. И чем активнее бывает пишущий в сети, тем он как правило, хуже пишет, тупо и банально, зато много.
Тут какая-то прямая зависимость между беготней по интернету с красными  трусами и надписью: "Посмотрите, что я написал!" и качеством того, что автор в сеть выливает.

Вторая проблема заключается в отсутсвии нормальной литературной критики и честного блогерства. Обзирают книги как правило по корыстным интересам. Или ты хвалишь меня, я хвалю тебя. Либо я плачу - ты хвалишь. Независимая критика остается где-то на перииферии читательского внимания и обзирателям уже никто не верит. Заказные рецензии убили возможность найти что-то стоящее.

Отсутсвие института литературных агентов и агентств (мадам Юзефович это не оно, это пародия) не позволяет фильтровать нетленки во всех жанрах. Издательства вообще этого не делают. Институт коррупции и кумовства у нас в издательском бизнесе такой же как в гос.органах.

Вот и получается безрадостное сегодня. Если в разделе зарубежки в год можно накопать до десятка книг с отличным сюжетом и новизной или хотя бы претендующих на научность и фантастику, то в российском сегменте - жуткие обложечки с дракончиком в кружочке и Белянин впридачу.

Получилось, что я ворчу. Если изучить мировые тенденции, то фанатстика не особенно угасает, а набирате темпы, но только почему-то не у нас.

2227
10
0
2227
10
0

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

07.02.23 15:04

Согласен со всем, что вы написали. У самого большая проблема найти что-то оригинальное, что вызвало бы простые человеческое удивление и восторг от прочитанного. Из российской фантастики читал Лукьяненко, но не сказал бы, что бы его работы меня сильно впечатлили. Также читал Стругацких - понравились некоторые идеи и размышления, но не всегда реализация. Остальные книги современных авторов просматривал на уровне обложка - аннотация - комментарии, видел заезженные космические сражения и космооперы, и уходил оттуда.
На правах саморекламы предлагаю почитать мою книгу "Хранитель вечности" - https://author.today/work/248439 . В ней есть все, чего только можно пожелать от современной фантастики - небанальный сюжет, оригинальные идеи, интересные размышления, сатира на современное общество, динамическое повествование, множество ярких запоминающихся сцен, насыщенные осмысленные диалоги, неожиданные повороты, путешествия и приключения. Возможно, вам понравится, и где-то в глубине души зародится вера в то, что с фантастикой на постсоветском пространстве еще не все потеряно:)
показать все

о, самореклама пошла )))

Если книга хорошая, то почему бы ее не порекомендовать. Даже если так случилось, что книга моя:)

06.02.23 14:35

Я бы отметил здесь вторичность. Авторы бегут за трендами: бояр аниме, литрпг, попаданцы и прочее и прочее. Доходит до того, что книги похожи друг на друга и сливаются в серую полосу вторичности. Помню, когда читал на одной площадке одну из книг, поймал себя на мысли, что где-то я это уже видел.
В итоге имеем странный отбор издательств, где упор на авторов уже имеющих аудиторию, и тренды площадок самиздата, где читатели заваливаются односортной вторичной бурдой, попадающей в тренды.
Наверное, именно поэтому фантасты старой школы стали для меня откровением и примером непререкаемого мастерства. показать все

06.02.23 13:27

Наблюдая за фантастикой и фэнтези, я бы сказала, что шло специальное уничтожение авторов, которые могли бы написать что-то новое и самобытное. В одно время издательства перестали брать в печать. Какой был ответ? Есть аудитория, как у блогера, то возьмем. Авторы пошли в самиздат. И тут их начали бить по носу. Какая такая идея? А ты дорос, чтоб идею в книги вставлять? Какие корабли? А ты знаешь, как действительно устроен корабль? Что? Это твоя вселенная? А кто ты такой? Лукасом себя возомнил?
Вс е это сильно влияло на автора. Ему специально подсовывали нужные идеи, тренды, которым нужно следовать. Сейчас это все вылилось в "школы", где учат, как работать с темами, что продаются. И туда идут хорошие авторы, которые могут что-то написать интересное. Но они все это сносят и начинают писать, как учат.
За этим интересно и печально наблюдать. Со временем понимаешь, что автор - это просто слабый человек, которого очень легко гнуть, лепить из него, что хочешь и он будет молча терпеть это, выбрав себе какого-то мутного авторитета. Редко кто остается верен своим идеалам и пытается им следовать до конца.
показать все

Неистово плюсую, как говорится.

05.02.23 17:15

Майя, в мой огород камушек?))

Песочек, Вас это едва касается, я больше про официальную фантастику.

Потихоньку читаю вашу Эл

Дочитываю Вас.

Успей купить!
Присоединяйтесь
к нам в соцсетях