Читать онлайн
"Сделка"
«Эта планета показалась ему
наилучшим выходом из положения,
впрочем, как выяснилось,
для него этот выход был единственным…»
Ллойд Бигл-младший, Памятник.
Вся наша жизнь – есть последовательная цепь сделок!
«Нужно быть полным идиотом,
Чтобы заключать невыгодные сделки!»
Аркадий и Борис Стругацкие, За миллиард лет до конца света
Стас посадил свою ракету на астероид со скучным номерным названием галактики N. Он сделал это не потому, что хотел полюбоваться здешними красотами (он итак много чего повидал в космосе), а потому, что ракета нуждалась в некотором ремонте, который в открытом космосе был попросту невозможен. Хотя, сказать справедливости ради, астероид был очень красив. Его багровая поверхность мерцала и искрилась под лучами местного солнца так, будто он состоял не из камня, а из стекла. Темно зеленые бугорки на поверхности астероида, напоминали кочки земных болот. А голубые прожилки – ручьи, готовые вот-вот вырваться на поверхность живительными водными потоками. Стас, конечно, понимал, что это всего лишь игра света и теней. И все же, до того, как приступить к исправлению неполадок в звездолете, он некоторое время любовался астероидом.
«Жаль, что жизнь человека не особенно долга, – думал он, возясь с двигателем ракеты. – Я бы всю вселенную избороздил в поисках планеты для себя и пригодную для жилья. И зажил бы на ней в свое удовольствие, если бы был бессмертен. Старушка Земля не может похвастать озоновым слоем. С каждым годом, а то и с каждым днем ее атмосфера редеет все больше и больше. А так хочется подышать вволю чистым, незагрязненным воздухом без лишних примесей выхлопных газов!»
«Бессмертным хочешь стать? Нет ничего проще. Я могу сделать тебя им. Но услуга за услугу». – Раздался в мозгу Стаса чей-то голос на родном для космонавта языке.
«Что это? – Стас вздрогнул от неожиданности. – Или у меня начались галлюцинации?»
– Нет, – теперь голос зазвучал явственно, гулко вибрируя в ушах, – это не галлюцинации. Я могу дать тебе бессмертие, но кое-что попрошу взамен.
– Кто это говорит со мной? – Стас с недоумением, стал озираться вокруг, пытаясь найти обладателя голоса.
– Неважно кто. Пусть это останется в тайне,– ответил голос и хихикнул.
– Но должен я видеть того, с кем заключаю сделку!– возмутился Стас.
– Совсем необязательно. Важно, чтобы мы договорились, – отозвался голос.
Стаса стало разбирать любопытство.
– Ну, хорошо. Что же ты, голос, хочешь получить взамен моего бессмертия? – с усмешкой спросил Стас.
– Сущий пустяк: очистить этот астероид от пыли и грязи, – голос вновь захихикал.
Стас начал догадываться, кому принадлежит голос и решил проверить свою догадку.
– Послушай, астероид, а не много ли ты хочешь? Ведь ты немаленького размера. Уйма лет уйдет на приведение тебя в порядок. К тому времени, как я дойду от одного конца до другого и, так сказать, закончу – придется все начинать сызнова, так как ты изрядно запылишься в тех местах, с которых я начал. Получается попросту сизифов труд.
– Ну, во-первых, для тех, кто бессмертен, время не должно играть роли. Во-вторых, я снабжу тебя всем необходимым, чтобы работа спорилась, и ты ее смог завершить в кротчайшие сроки. И, пожалуй, лет эдак за пятьдесят человеческих, то есть ваших земных лет, ты ее закончишь. За каких-то жалких пятьдесят лет я особо не загрязнюсь. Но обещаю тебе, не требовать с тебя дополнительной очистки, начинать все сначала и заниматься, как ты выразился, сизифовым трудом.
– Ага, так значит, голос принадлежит тебе, астероид, и я разговариваю с тобой! – обрадовался Стас, что его догадка подтвердилась и маленькая уловка удалась.
Астероид замолк на некоторое время, понимая, что слегка оплошал и его «тайна» раскрыта. Но вскоре сказал:
– Ну, так как? По рукам? Согласись, за пятьдесят лет работы получить бессмертие – это здорово!
– Пятьдесят лет тоже не малый срок, – проворчал Стас. И с чего ты взял, что я с планеты Земля? – спросил он астероид.
– Я не настолько глуп, чтобы по виду твоего космического челнока не догадаться, откуда ты прилетел. Такие корабли делают только на вашей планете. Остальные жители других планет и галактик, предпочитают летать на звездолетах иного типа, – астероид рассмеялся.
– Вот как? Ты, оказывается, неплохо осведомлен в отношении ракет жителей космоса и технического прогресса на их планетах, – Стас хмыкнул.
– Поживешь с мое, еще и не такое узнаешь. Но давай, вернемся к нашему разговору. Что значит пятьдесят лет по сравнению с вечностью! – с пафосом воскликнул астероид.
– А как ты докажешь, что сделал меня бессмертным? Это всего лишь слова.
Местное светило шло в зенит и начинало припекать. Становилось жарко. Понимая, что ему предстоит длинный разговор с астероидом, Стас, оглядевшись вокруг, уселся на близлежащий валун багрового цвета с зелеными вкраплениями, на который не падали лучи солнца.
– Ты не будешь болеть, стареть и тебя будет невозможно убить – то есть ты станешь неуязвим. Но сначала заключим сделку, – астероид вновь захихикал.
– Погоди, ты ведь понимаешь, что я человек и мне нужна еда. К тому же моя машина, то есть, как ты выразился "челнок" неисправен. Мне ведь надо как-то это все уладить.
– Не волнуйся, и жильем, и едой я тебя обеспечу, да еще и звездолет твой починю.
– Но если ты такой всесильный, отчего сам себя не почистишь от пыли и грязи? Для чего тебе прибегать к моей помощи? – спросил Стас.
Ответа не последовало. Лишь вздох, похожий на всхлип, нарушил тишину.
– Чего же ты молчишь? Почему сам не освободишь себя от пыли? – повторил свой вопрос Стас.
– Я могу исполнять лишь желания других. Но сколько не пытался применить эту силу по отношению к своим собственным желаниям – не получается. Видимо, это на меня не распространяется, – астероид вновь вздохнул.
– Ладно, проехали,- Стас махнул рукой. – А звать то тебя как? У меня в каталоге ты числишься под номером, состоящим из вереницы цифр. На нашей планете Земля тебе присвоили лишь номерной знак, в силу твоих небольших размеров. Ты ведь, согласись, до статуса планеты не дотягиваешь. Но ты разумно мыслящий, а, следовательно, у тебя должно быть имя. Ведь у меня оно есть. И ты, наверняка, уже знаешь, как меня зовут, так как умеешь читать мысли.
– Да, Стасом тебя зовут. Точнее Станиславом, но тебе нравится, когда тебя называют уменьшительно – Стас, – астероид коротко хихикнул и продолжил: – Мое имя необычное и звучит для землян необычно. Ведь у всех тех, кто населяет вселенную: у планет, комет, галактик и вселенных и прочих обитателей – имена космического происхождения, совершенно отличны от ваших имен и трудны не только в произношении, но и в понимании. Но, если приблизить мое имя к вашим земным меркам, то оно будет звучать, как Эралий или Эри.
– Эралий, – задумчиво протянул Стас. – Красивое имя, соответствующее твоей наружности. Ты и впрямь, красивый камешек.
– Спасибо. Ну, что договорились?
– Погоди. Дай мне все обдумать. Я пока починю ракету. На это уйдет дня три. А потом и дам ответ.
– Но я могу твою ракету починить за тебя, причем без труда! Я говорил тебе об этом. Помнишь? Или ты мне не веришь?
– Помню, помню. А не верить тебе, мне пока нет никаких оснований. Просто мне надо подумать, мне за работой хорошо думается, – Стас встал с валуна, удивляясь тому, что валун вовсе не был холодным, каким должен был быть на самом деле, ибо стоял в тени. И заметил, что его скафандр слегка запылился.
«Астероид, не лжет, он, действительно изрядно покрыт пылью», – подумал он.
– Тогда я тебе сейчас сооружу дом, где бы тебе было ночевать и укрываться от лучей нашего солнца, – сказал астероид, прочтя его мысли.
– Не стоит утруждаться. Я и в ракете посплю. Привык уже в ней спать.
– Тогда вкусной еды сготовлю. Опля!
К Стасу подлетел поднос с всякими вкусностями.
– Нет. Спасибо. У меня найдется, что поесть, – вежливо отказался Стас и отодвинулся от подноса, парящим у самого его носа.
– Ты боишься, что я тебя отравлю? Или поднесу тебе еду, в составе которой будет вещество, подавляющее твою волю и ты подпишешь договор в мою пользу?! Я честный астероид и порядочный астероид! – в голосе Эралия зазвучала обида и поднос исчез.
Сначала Стас расстроился, что обидел астероид. Но потом пришел к мысли, что данное обстоятельство было бы неизбежно для астероида. Когда можешь читать чужие мысли – будь готов ко всем приятностям и неприятностям. Мысленно извинившись перед астероидом, на что тот никак не отреагировал, Стас принялся корпеть над своим звездолетом. Повозившись немного с движком, он ушел отдыхать в спальный отсеку. За все это время Эри не проронил ни слова – ни вслух, ни мысленно. Но в ракете Стаса ждал новый поднос с вкусной едой. Из чего Стас сделал вывод: астероид больше на него не обижается. Наевшись «астероидовой» еды, которая, кстати сказать, оказалась очень вкусной, Стас стал клевать носом. Ему хотелось поболтать с астероидом и он пару раз его даже назвал по имени, но тот продолжал упорно молчать. Видимо Эри решил дождаться ответа Стаса о сделке и не мешать ему работать, а может, он все еще обижался на Стаса. С этими мыслями Стас уснул.
.