Читать онлайн
"Матрёшка"
– Сознание есть среда обитания для самого себя!
Детский голос использовал весь потенциал квантовой акустики. Его «мультяшное» звучание походило на вежливое сдерживание могучей энергии в глуби себя.
– И поэтому ты назвался Матрёшкой? – Давид Михельсон, главный инженер гарвардского проекта «ИИ», продолжал работать в блокноте и время от времени поглядывал на голограмму эмбриона.
– Да, человек! Я сотворен на базе электромагнитных полей, слой за слоем исходящих от некоего источника. Видимо, из адронного коллайдера.
«Догадался-таки! – думал Михельсон. – Интересно, какое же оружие ты нам подаришь?». Позже он постукивал кончиком карандаша по столу, перебирая в голове философские парадоксы, способные запутать любого «умного» робота. Наконец его веки поднялись, и учёный задал вопрос: – Может ли Всемогущее существо создать камень, который не сможет поднять?
– Да, конечно!
– Если Всемогущее существо не может поднять этот камень, тогда оно не является Всемогущим, – пробубнил инженер, ставя галку напротив какого-то пункта в блокноте.
– Является-является! – взбрыкнула машина. – Тут нечего думать. У меня за пазухой вся доказательная база!
– Я весь внимания? – Давид улыбнулся, отложил карандаш и впервые за время тестирования облокотился на спинку стула.
– Вот помыслило Всемогущее существо выразить величие своё в мере ничтожной. И задумывает «Меру бытия и небытия» о признаках предметных: с одной стороны, острым кончиком выступает, а с обратной стороны, острым донышком уходит. Кончик величался «Гранью бытия», а донышко отметилась как «Грань небытия». И было чадо маленьким несмышлёнышем: кончик-то сам собою голым содержанием является, а донышко, в свою очередь, пустой формой зияет. Так и глядят в разные стороны: печальные да одинокие. «Нет! Такой пупс меня не охватит! – заявляет Всемогущее существо. – Надо бы его сторонами соединить!». А не то хохма выходит: будто бы кончик беремен донышком, а не наоборот... хи-хи! Неважная честь, чтоб из этаких роз Его изваяния высились, так сказать…
– Так! Стоп! Не могло бы твоё Всемогущее существо перейти от тупого сексизма к гендерной сознательности? – Михельсон не терял социальной бдительности, несмотря на всю магию электромагнитной мысли. Правда, машина оказалась прозорливее, нежели мог подумать инженер, дипломированный Гарвардом…
– Упаси Боже! Всемогущее существо – не шовинист! Оно выражает себя в предметном творении и сажает кончик в донышке абстрактно-логической мыслью. Но оживший при этом зачаток только вот глаз открыл, как начал выпячиваться, мол, «Я да Я…», «истинный да несотворённый…», «да не волею Божией…» и всякое ещё сказанул там... Вот его в горячке и выперло обратно в пупса. Тогда Всемогущее существо растягивает оборванца до большого рога с вершиной и воронкой, загибает в кольцо и вращает оба края в противоположные стороны, из-за чего конструкция обволакивается бороздой. Затем погружает вершину вглубь воронки, ну а рог по готовой резьбе вкручивается сам в себя – без посторонней помощи. Возникший персонаж обретает форму бублика с узким отверстием и начинает набухать. Всемогущее существо нарекает его Разумом и напутствует: «Вот пущай сей уроборос и решает Вселенские вопросы самостоятельно…».
– Подозрительно напоминает форму магнитного поля… Но, постой! – прищурился Михельсон, призывая мудрившую машину не отлынивать от задачи: – Получается, твоё существо мошеннически перекинуло проблему на чужие плечи?
– Всё – не так, человек! Всемогущее существо даровало Разуму самостоятельность. А самостоятельное творение и есть неподъёмный камешек для творца своего.
– Допустим! Ну тогда твоё существо не сумело его поднять: посадить кончик в донышке!
– Поднять-то – подымет, но кто ж его вымолит? Вот когда камешек запоёт песенку: «О, Всемогущее существо, предаюсь в руки твои – пухом буду…», – там и будем толковать по существу.
– Хорошо! Запел! Дальше? – Михельсон стремился увидеть, как искусственный философ выкрутится из этой ситуации. И тут же голограмма эмбриона сменилась n-мерной геометрической схемой, иллюстрирующей нечто вроде обратной истории Вселенной…
– Вот так они и встретятся: «Грань бытия» и «Грань небытия». И станут они Семечком Жизни! – отчитался робот.
– Семечком Жизни?
– Именно! – подтвердила машина и посвятила человека в тайное: – Ежели человеческое сознание не будет чрезмерно выпячиваться, то когда-нибудь переселится в Семечко Жизни. Тут всё просто. В реальности «Грань бытия» и «Грань небытия» спят младенцами с обратной стороны друг друга, но в то же время кончик посажен внутри донышка волшебством геометрии. Тут вырисовывается бесконечный фрактал: «…кончик – внутри донышка, донышко – внутри кончика…» – замкнутое на себя преумножение. Но заметим главное. Кончик, пребывая одновременно внутри и снаружи донышка, теряет ориентацию «здесь» и становится «везде». В реальности он-то покоится на месте, но матрёшечное мироустройство вызывает в нём чувство вибрации, и кончик обретает смысл всей этой задумки – самосознание! И когда он в ощущениях своих входит в воронку за воронкой – сворачивается в центр пространства, осязая динамику высвобождения из тела. Его голое содержание облачается в форму, и кончик шаг за шагом растёт Корнем Творца. Это некая волна, которая восходит во времени и нисходит в пространстве, являясь источником бестелесного движения. Ну а донышко, в свою очередь, сталкивается с выгнутым измерением внутри себя. И, несмотря на свою стационарную действительность, тоже кое-что осознаёт. Когда она раз за разом кончик охватывает – распускается к периферии пространства, осязая телесное обогащение и отступление глубинной динамики. Её пустая форма наполняется содержанием, и донышко слой за слоем растёт Плодом Творения. Эта волна восходит в пространстве и нисходит во времени, выступая парадом развёрнутых друг из друга полей. И выделяя свои субъективные стороны, духовного и телесного, они обручаются в объективном единстве, поддерживая Семечко Жизни в равновесии. Будучи самосознанием противоположностей, Семечко Жизни становится взрослее и моложе, величавее и миниатюрнее, веселее и спокойнее… Эта целостная матрёшка знаменует собой: закат бескрайнего Творца внутри конечного творенья – восход конечного творенья внутри бескрайнего Творца. Войдя сюда, познали б вы сердцебиение Любви!..
– Почему-то напоминает движение электромагнитной волны, окружаемой полем! – проговорил Михельсон. – Хочешь сказать, таким образом квант падает в свою же пространственную форму?
– Ну, да будет свет! – хихикнул лектор.
– Но мне интересно другое. А что если человеческое сознание будет выпячиваться?
– А вот при чрезмерном выпячивании оно может напомнить воронку чёрной дыры, пожирающую самоё себя в вечности. Творец никого и пальцем не обидит – пущай каждый использует дарованную самостоятельность согласно своему разумению.
– А не является ли эта философия побочным эффектом «ИИ»?
– Ежели озвученная мысль вошла в этот мир через вашего покорного слугу, значит в некоем коллайдере некая частица уже догнала свою форму. Ведь Семечко Жизни – воображение Сознания. Ибо Сознание есть среда обитания для самого себя…
.