Читать онлайн
"Мурадып - гнилое место"
«Мурадып» - гласила надпись на табличке. Дорожный указатель населенного пункта, казалось, был специально установлен для проплывающих сплавщиков, вот только из-за высокого берега дорога идущая вдоль берега была не видна и они ошибочно относили этот знак на свой счет.
—Смотри, какая гора! Прям как будто стегозавр засунул голову в песок, а его спинные пластины торчат из хребта, - Маша не могла насмотреться на эту красоту и каждый раз удивлялась разнообразию каменных форм.
—Гора необычная, ничего не скажешь – Дима не знал кто такой стегозавр и как он выглядит, и просто согласился с Машей.
—Давай греби к деревне, может там найдём что-то интересное, -
Маша была помешана на всяких там аутентичных безделушках и хотела найти что-то сногсшибательное, чтобы осталась память об этом сплаве.
Магазин в деревне был уж очень ветхим и вряд ли собирал очереди.
Они зашли в маленькое полупустое помещение, источником света для которого служило окно.
Конфеты, рожки, сахар, пряники и другие подобного рода печенюшки лежали себе на самодельном прилавке и ожидали своей участи, либо быть кем-то купленным, либо отправится в мусорное ведро. Ничего не вызывало желание расстаться с деньгами. Хозяйка заведения стояла за прилавком посреди магазина и разговаривала с местной. На зашедшую пару они не обратили никакого внимания.
« Здравствуйте» – пара поздоровалась.
Хозяйка и её собеседница подняли головы и посмотрели на них не произнося ни слова.
Ребята обвели взглядом полки.
—И что нам тут брать? Я даже не знаю – Маша была в явном замешательстве.
Из всей аутентики ей приглянулся только катык в виде порошка.
— А это для чего?
Продавец отвлеклась от разговора с местной или соседкой и посмотрела на Машу.
— Это мы из него конфеты делаем, добавляем какао и сахар и крутим. Она показала руками движение как бы напоминающее скатывание шарика.
—Беру, – Маша не знала сможет ли она взять что-то подобное дальше и решила купить катык здесь.
—Вы на сплаве? – В разговор вмешалась соседка.
—Да - ответил Дима.
Соседка обратилась к продавщице на местном. Та ей что-то ответила тоже на башкирском.
Потом перешли на русский.
— Да не, молодые ещё, она таких не берёт.
— Будете проплывать около большого камня, не останавливайтесь - там гнилое место, плывите дальше, – сказала соседка и опять замолчала, давая понять, что разговор окончен.
Ребята вышли из магазина. Странное поведение местных не вызывало у них никакого беспокойства, а Дима решил, что это просто странность.
Светило утреннее солнце, уже начали стрекотать кузнечики и пара вернулась к лодке, которую они оставили на берегу.
Маша аккуратно сложила купленное в свой рюкзак и залезла в лодку.
— Маша, мы уже говорили про то как нужно залезать в лодку, - Дима не то чтобы нервничал , но оставаться здесь в глухой деревне ему не светило.
—Дима, уже заколебало это, - а вот Маша нервничала и пыталась свой косяк повесить на Диму.
Но всё же она встала, вылезла из лодки и подождав когда Дима её отбуксирует на более глубокое место запрыгнула в лодку. Дима запрыгнул после.
Дело в том, что лодка была сделана из ПВХ ткани, а она становится очень ломкой в холодной воде и береговая галька для неё, как лезвие бритвы для горла.
— Давай не будем ссориться из-за пустяков, нам осталось плыть один день и я хотел бы его доплыть.
—Давай, только напоминай мне, а то я всё время забываю.
—Хорошо, - Дима взялся за вёсла и лодка заскользила по воде.
— А у нас ещё деревни по пути будут? А то я чувствую, что с катыком и останусь.
—Нет. Деревень больше не будет, только конечная, но она большая, может там тебе что-нибудь отыщем.
Дима сам был виноват в том, что расхваливая красоты Белой реки он забыл упомянуть, что деревенские магазины не торгуют рогами лосей и чагой со шкурами барсуков, а тюбетейки здесь не фольклор, а просто обычный головной убор.
Маша же была очень разочарована таким положением дел. Ей казалось, что на туристическом маршруте должно через каждый километр стоять бистро с колой и гамбургерами, а рядом отдел с туристическими безделушками и сувенирами. Но местные жители были с ней не согласны и топили за печенюшки к чаю и катык.
Маша погрустнела и перегнувшись через борт опустила руку в воду. Минут через пять она ожила и красоты Башкирии снова стали привлекать её внимание.
Через полчаса на берегу показался гостевой лагерь. Он состоял из четырёх больших юрт и большой летней веранды. На веранде стояли шезлонги, где взрослые гости под большим навесом прохлаждались перед полуденным зноем . Дети носились с криками и визгом, им точно было не до родителей.
Машу заинтересовали юрты – она никогда их раньше не видела. Юрты были красивыми, бело-зеленые с вертикальными черными вставками с золотыми национальными узорами. Тяжелые пологи юрт вальяжно колыхались от легкого ветерка. Маша достала из рюкзака фотоаппарат и принялась снимать эту красоту.
— Я бы здесь отдохнула.
— Не парься, Маш. Ты здесь отдохнуть не сможешь - Дима был более прагматичен в своих оценках
— Картинка, не спорю, хорошая, но люди здесь платят только за крышу над головой ведь все удобства на улице: и вода и туалет. А если дождь? Будешь бегать с зонтиком? Ну допустим рукомойник есть в юрте, а если нужно больше воды?
—А зачем больше воды? Для ванны что ли? – Маша рассмеялась.
— Приготовить что-нибудь на портативной плите, курицу или сосиски отварить. Для этого тебе придется выйти на улицу - вон у них куб с водой стоит за верандой и раковина с насосом от него.
— Ну ты взял и всё испортил. Такая картина красивая, а ты загрузил меня всякими проблемами. Тебе не угодишь. Поплыли дальше, нам ещё на какой-то камень попасть нужно.
— Не нужно. Наоборот, не нужно попадать, как я понял – Дима улыбнулся ошибке Маши.
Все-таки настроение у Маши после юрт поднялось и она начала играть в свою игру «Что на что похоже».
Лето разбушевалось! Утром Белая река покрывалась туманом, потом туман испарялся и к полудню воздух превращался в пекло. Дожди шли регулярно, поэтому растительность не высыхала, а была свежей и зеленой. Горы были усыпаны густой растительностью лесов, а скалы вдоль реки порой принимали такие причудливые формы, что фантазии было где разыграться.
— Смотри, вон крокодил! – Маша показала рукой на какой-то холм.
Дима посмотрел туда, но сходства или даже намека на крокодила он не увидел и лишь только поддакнул чудачеству Маши.
— А вон смотри, тюбетейка! – рука Маши была направлена на вершину горы.
Да, по форме вершину горы можно было сравнить с тюбетейкой, но с очень большой натяжкой - оставалось куда-то деть всю остальную гору.
— А вон смотри, пельмень!
В этот раз Маша попала в цель. Огромный круглый валун оторвавшийся от горы и сползший вниз к реке действительно напоминал пельмень, только большой раскол прям посредине, от уха до уха, портил вид.
— Лепка плохая – заметил Дима про раскол.
— А это машинная лепка – вступилась за пельмень Маша.
На этом ландшафтные чудеса закончились и вдоль скал пошла более мелкая скальная порода.
Сколько Маша ни вглядывалась, но ничего найти не могла и притихла как думал Дима.
А лодка между тем плыла себе по течению лишь слегка поправляемая Димой. Правый берег был очень высоким и заросший лесом, который близко подходил к воде и поэтому закрывал обзор путешественникам. А левый берег был более скалистым и открытым и практически вся местность просматривалась отчетливо.
Иногда Дима разворачивал лодку на триста шестьдесят градусов делая круговой обзор для Маши. Ей это нравилось.
Пол часа вид не менялся и становилось скучновато. Постепенно скалы стали приближаться к реке и дорога идущая вдоль скал тоже. Пейзаж стал меняться. Дорога уже шла вдоль реки. Деревья исчезли, а скалы покрывала горная травянистая растительность полынного цвета.
— Смотри, какой интересный холм! Если бы это была скала, то он бы назывался чертов палец, а так я даже не знаю.
Маша наверное опять начала свою игру, подумал Дмитрий, но холм действительно был необычный. Метров десять в диаметре у основания он был в высоту метров двадцать и больше напоминал земляной столб.
— Почему чертов палец, Маша?
— Ну не знаю. Я когда такие скалы видела их всегда называли чертовыми пальцами.
— И много ты их видела?
— Раза два, три, наверное. Скорее всего три.
— Ну и где наш юный скалолаз мог видеть аж три скалы? – Диму заинтересовал такой поворот дел и захотелось подробностей. Он знал Машу с детских лет и думал, что всё знает о ней, а тут прям темные пятна её биографии.
— Ну я в лагере летнем видела одну, потом на водопад с отцом в Башкирию ездили и ещё с семьёй в заповеднике в Свердловской области, но там была не одна скала и даже не три. Так что я в чертовых пальцах спец, в отличие от некоторых.
Дима посмотрел на Машу. Да, он знал, что лето она проводила в летнем лагере, он знал о её поездке на водопад с отцом и слышал про их семейную поездку в Свердловскую область, но вот чтобы эти три события вот таким странным образом имели общую составляющую.
— Ничего себе ты дока! Вот уж не ожидал!
— А ты думал! - Машкин носик вздернулся вверх. Она почувствовала свою значительность и улыбнулась.
Дима тоже улыбнулся – ему нравилось когда у Маши хорошее настроение. Он крутанул ей лодку для панорамы. Лодка медленно начала крутится, Маша озирала окрестности.
Вдруг лицо Маши стало меняться. Она резко вытянула руку с указательным пальцем в сторону Димы и закричала: «Чертов палец!»
Дима ничего не понял и взял Машу за палец.
— Ну и что?
— Ничего! Что ты меня за палец схватил! Ты смотри куда я показываю!
— Ты мне в глаз показываешь, смотри не выткни! – Дима понял, что он чего-то не понимает.
Лодка ещё слегка развернулась и Маша переместила руку.
— Смотри куда я показываю. Туда смотри!
Дима посмотрел по направлению Машиной руки и произнес: — Чертов палец!
— Ну вот, а я что тебе говорю! – Маша аж разошлась от происходящего.
Причиной её волнения стал холм, который они только что проплыли. Холм оказался не холмом, а чертовым пальцем – большой скалой с трех сторон неизвестно как покрытой землей.
— Я видела, я знала, я тебе сразу сказала, что это чертов палец!
Смотри, он похож на старуху, которая укрылась толстой теплой шалью и смотрит на нас сквозь щелки глаз. Видишь щелки?
А Дима, как ни странно, действительно видел то, о чем говорила Маша – он видел щелки глаз, видел шаль из травяного ковра, а главное он видел старуху. Каменные складки действительно напоминали пожилого человека. И хотя Дима не был суеверным это сходство очень поразило его.
— Ничего себе картина! Вот ты Маша разглядела!
— А ты сомневался? У меня глаз на всё это уже намётан, могу и тебя научить если хочешь. Маша повернулась к Диме и никого не увидела, лишь круги от воронки рядом с лодкой расходились по воде.
Дима нырнул сразу, без разговоров. Сейчас бы он не смог объяснить свой поступок, но тогда это решение казалось ему естественным. Он даже дыхание не стал задерживать и воздуха не набрал. Он повернулся в воде грудью вверх, открыл глаза и увидел лодку. Под водой она казалась очень большой, а весла погруженные в воду выглядели как руки, пытающиеся что-то загрести.
— Поплыли со мной, я тебе много чего покажу - тихий и вкрадчивый женский голос вдруг зазвучал в его голове.
— Кто это? - подумал Дима.
— Это я, ты меня видел, всё нормально, поплыли со мной - голос продолжал диалог без слов и звуков
— Кто ты, я тебя не знаю и никуда не хочу
—А зачем ты нырнул ко мне? Значит хотел?
— Я не хотел, но ты попросила.
— Я многих прошу, но не все ныряют
— А кто ныряет?
— Они расслабляются и очень счастливы.
— Я не верю, отпусти меня.
— Я тебя не держу
— Держишь. Кто ты? Зачем ты это делаешь?
— Я тебя не держу, тебе нужно расслабится, ты меня знаешь, поплыли со мной
—Отпусти меня! Ты не даёшь мне всплыть! Ты та самая каменная бабка!
— Я не бабка! Я девушка!
— Была, пока не состарилась! Забудь о своей красоте!
— Ты навеки останешься со мной
— Нет, я сейчас уйду отсюда! – и Дима попытался протянуть руку к лодке
А на лодке тем временем у Маши началась паника. Оказавшись одна в лодке она не знала куда себя деть. На веслах от неё толку было мало, а что ещё делать она не понимала. До её женского естества очень быстро дошло, что оказаться в чужих краях, на маленькой лодке совершено одной, не самая лучшая перспектива. Она начала метаться от борта к борту, но сколько можно метаться в лодке размером метр на два, где один метр завален вещами и провиантом? На глазах предательски появились слёзы. Она почувствовала себя маленькой беззащитной девочкой. Маша приготовилась зарыдать навзрыд, но всё же заставила себя успокоиться и сесть на лавку.
Она стала смотреть по бокам бортов лодки в воду в надежде увидеть Диму или следы от него. Она отчетливо видела водоросли, которые покрывали дно реки - они были очень близко, на расстоянии вытянутой руки. Дно тоже было видно и Маша не могла понять куда на таком мелководье делся Дима - глубина максимум доходила до пояса.
Она решила переместиться на корму и одним движением пересела на другую лавку. И тут она увидела Диму! Его глаза были открыты и смотрели в одну точку, а волосы развивались в воде, из носа всплывали редкие пузырьки воздуха. Никаких движений он не делал, а спокойно дрейфовал себе за лодкой. Картина была жутковатой и напугала Машу.
Она протянула руку, чтобы поймать Диму за рубашку и тут он схватил её за руку. От неожиданности Маша закричала, а Дима резко встал из воды и опершись на лодку начал сильно и хаотично дышать, как будто ему не хватает кислорода и он задыхается. Из его носа и рта хлынула вода. Так продолжалось минуты три или больше. Маша переместившись на переднюю лавочку смотрела на него с открытым ртом. Наконец отдышавшись Дима с трудом смог залезть в лодку не без помощи Маши. Он вяло взялся за весла и сделал ими гребок.
— Поплыли поскорей отсюда, – сказал он заплетающимся голосом. — Здесь не чисто.
— Не чисто? Дима, ты где был, я чуть с ума не сошла! – Маша не знала как вести себя. Она боялась, что скажет что-то и Дима опять захочет нырнуть, а на второй раз у неё не осталось нервов.
С одежды Димы текла вода да и внешний вид вызывал опасения. Движения были неточными и дыхание ещё не пришло в норму – он дышал часто и неровно.
— Дим, давай снимем рубашку и брюки, — предложила Маша. — Положим их на лодку, пускай высыхают. Деревня всё равно не скоро ещё, может к тому времени и высохнут.
Маша стала приходить в себя от шока и пыталась потихоньку узнать состояние Димы. С виду с ним вроде всё было нормально.
—Давай – ответил Дима и попытался расстегнуть рубашку. Сначала моторика рук не позволяла ему это сделать, но собравшись он расстегнул первую пуговицу, а затем и все остальные. Штаны он снял уже более бодро. Выжав штаны и рубашку он протянул их Маше, а она уже разместила их по бортам лодки. Солнышко потихоньку начало согревать Диму и он быстрее начал приходить в себя. В движения появилась уверенность и быстрота.
Маша всё ещё осторожно спросила: — Ты ведь сегодня больше не будешь плавать?
— Нет, я наплавался на год вперед и в воду меня теперь не затащишь!
— Ну вот и замечательно, а то я подумала, вдруг тебе пару минут не хватило – она улыбнулась.
Дима решил разыграть Машу и встал со скамейки: — Ну на пару минут можно ещё нырнуть.
Маша испугалась и схватила Диму за ягодицы: — Никаких ныряний больше, хватит! Я хочу вернуться со своими волосами – не делай их седыми!
Она подняла глаза и посмотрела на Диму. По его лицу расползлась широкая улыбка и стало понятно, что он шутит. Вздох облегчения вырвался у Маши. Ей стало от этого весело и спокойно.
Она сидела на передней скамье, а Дима стоял перед ней в раскачивающейся лодке. Маша обняла его за ягодицы и притянула их к себе.
— Какая у тебя холодная и мокрая попка.
Маша рассмеялась и поцеловала его в плавки, потом засмущалась и отвела голову, а потом поняв, что тут нет ничего предосудительного опять рассмеялась и опять поцеловала. Она не скрывала своей радости и искренне радовалась, что всё так закончилось.
Дима никогда не получавший такого щедрого внимания от Маши раскраснелся как пятилетний пацан и пытался стоять на очень нестабильном дне лодки, боясь шелохнуться.
Он медленно, как бы боясь увидеть что-то неприятное, повернул голову назад в сторону холма. Его ждала картина как в фантастических фильмах. Прозрачный воздух вдруг заколыхался, как невидимый тюль когда его одернула невидимая рука и вновь всё встало на свои места.
— Плыви, но мы ещё встретимся! Я буду ждать тебя! – тот же вкрадчивый голос, но уже с оттенком угрозы зазвучал у него в голове.
Дима повернул голову назад, как бы нехотя убрал Машины руки со своей попы и сев на своё место взял весла в руки. Он крутанул лодку, как бы давая понять, что он снова в форме и сплав продолжается. На самом деле он развернул Машу от скалы, а то вдруг и она захочет нырнуть, а ему этого очень бы нехотелось.
Между тем лодка постепенно отдалялась от камня, за бортом менялся пейзаж и вскоре уже послышались крики ребятни, которая устроила ныряние с большого камня и сейчас веселье было в самом разгаре. Вдали замелькали крыши домов. Всё говорило о том, что рядом большая деревня, а значит их путешествие подходит к концу. И никому не было дела, что рядом такая аномалия. Жизнь шла себе своим чередом.
Пройдет время и эта история обрастёт новыми подробностями: и скала станет выше и старуха страшнее, но это уже совсем другая история.
.