К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
После прочтения «Анатомии человеческой деструктивности» Эриха Фромма, создавшего блестящую психоаналитическую характеристику личности Гитлера, меня привлекла к себе проблема структуры личности гофмановского крошки Цахеса, волей случая занесенного на вершины власти. Как автор 10-томника о тоталитаризме, я внес посильный вклад в демифологизацию величайших злодеев в человеческой истории, признанных собственными народами «великими вождями», а на самом деле — жалких, бездарных невротиков и некрофилов, совершивших все мыслимые и немыслимые ошибки.
Важнейшим моментом монографии Эриха Фромма является вывод о том, что Гитлер — отнюдь не уникальное явление, а, скорее типичный случай и что гитлерами кишит мир, хотя лишь изредка им удается проявить свою некрофилию в полную меру, добравшись до вершин власти. События новейшей истории изобилуют свидетельствами правоты Эриха Фромма, ярко иллюстрируя, что страны и народы, отставшие в своем историческом развитии, все еще не выработали защиты от «крошек цахесов» на троне и поэтому сажают их туда — одного за другим, одного за другим. Правда, все они кончают как Гитлер, но это нисколько не снижает историческую деструкцию в виде новых миллионов и миллионов жертв бесчеловечных режимов Каддафи, Саддама Хуссейна, отца и сына Асадов,Чаушеску, Бокассы, Ким Ир Сена и последышей, Пол Пота, Иди Амина, Яхия Хана, Мобуту, Менгисту Хайле Мариама, Рафаэля Трухильо, Франциско Масиаса Нгемы, Франсуа Дювалье и т.д.
В 10-томнике «Йехуизм» («Тоталитаризм») я выяснил, что психика диктатора или тирана является специфической формой психических нарушений и во многом соответствует установленным в психиатрии чертам психопата:
— бессердечность, нетерпимость, патологическая подлость и супернарциссизм;
— патологическая эгоцентричность и органическая неспособность любить других людей или проявлять к ним сочувствие, полное безразличие к боли других людей;
— абсолютная неспособность к сожалению или ощущению вины за совершаемые злодейства;
— неадекватное восприятие действительности;
— безответственность, непредсказуемость и непонимание последствий своих импульсивных действий;
— патологические коварство, ложь, отсутствие каких либо-либо моральных устоев;
— исключительная подозрительность, доходящая до паранойи, и садистская жестокость, сопровождаемая полным отсутствием чувства вины и раскаяния;
— неспособность адекватной самооценки, отсутствие способности видеть себя глазами другого человека. Вместо того, чтобы осознать свою вину за содеянные непотребства, психопат ищет причину неудач в конспирологических мифах и обвиняет в своих неудачах исключительно «вражеское окружение»;
— органическая неспособность признавать собственные просчеты и ошибки.
Эти черты в той или иной мере присущи многим диктаторам-психопатам. Я бы добавил к этому патологическое самозошоривание: диктатор-психопат видит мир через узкую щель-амбразуру, считая все находящееся за ее пределами несуществующим или незначительным.
Когда вожди с психическими отклонениями или маниями приходят к власти, страна не просто в опасности — стране грозит брейкдаун, коллапс. Страна меняется и прямо на ваших глазах начинает катиться в пропасть. Это как камнепад. Невозможно предсказать, какой именно камушек его вызовет. Так изголяться над страной, как такие упыри при власти, не могут даже самые лютые ее враги...
Психическое здоровье — это когда человек принимает себя со всеми своими плюсами и минусами, добром и злом. Именно поэтому психически здоровый человек способен принимать других такими, каковы они есть. Крошка Цахес органически не способен вместить в себя всю полноту мира из-за абсолютной психической зашоренности: он не может не только принять весь мир, но — собственную глубинную неполноценность, потому что это разрушительно для него самого. В психологии существует понятие «защитные механизмы эго», действующие на неосознаваемом уровне, — это механизмы отрицают или фальсифицируют восприятие полноты реальности, дабы сделать внутреннюю разрушительность менее угрожающей для индивида. Одним из таких механизмов является вытеснение (или «мотивированное забывание»), удаляющее из сознания крошки Цахеса мысли и чувства, касающиеся его некрофилии или дьявольщины. Другой механизм называют «проекцией» — он проявляется в том, что крошка Цахес приписывает собственную деструктивность другим людям или окружению. В результате проекции человек возлагает вину за свои недостатки или промахи на кого-нибудь или что-нибудь. Еще один — рационализация — проявляется в том, что крошка Цахес обеспечивает внутренний психологический комфорт за счет сокрытия от осознания истинных мотивов своих действий, мыслей и чувств. «Защитным механизмом эго» является также отрицание, которое проявляется в том, что психотравмирующая крошку Цахеса информация не допускается в сознание. Эти и иные защитные механизмы эго используются психикой Цахеса для защиты от внутренних и внешних угроз. Вообще-то все люди так или иначе используют защитные механизмы эго, несмотря на то, что последние в различной степени искажают отражение реальности, уводят нас от удовлетворения реальных потребностей. Но травмированная психика крошки Цахеса только из них и состоит…
Здесь мне хотелось бы уточнить общие черты психологического портрета крошки Цахеса на примере одного из ярких представителей этого типа.
Как правило, наш крошка Цахес перенес серьезную психотравму в детстве (варианты — родовая травма, серьезные проблемы вынашивания плода матерью, жестокость родителей и окружения, проблемное детство и т.п.)
Этому типу присущи недоверчивость, подозрительность и мнительность, свидетельствующие о страхе, растерянности и боязни подвоха. Все эти качества таятся в плебейском подсознании среды, из которой он вышел. Еще он высокомерен, поскольку уверен, что «сделал себя сам» и постоянно видит холуйское поведение «свиты». В имидже крошки Цахеса таится явный «перебор»: в стремлении «подать себя» он неизменно перебарщивает и скатывается к карикатуре — отсюда театральность, напыщенность, клоунада… Это — извне, но еще хуже изнутри: ведь от себя не уйдешь, от собственного бессознательного не убежишь, а там, как гвоздь в голове, — явная неполноценность и никчемность даже по сравнению с ничтожной и продажной челядью.
«Увы, от себя самого не уйдешь! Самого себя не обманешь! В этом — вся трагедия. То, что другим давалось легко и без труда, он с его непривлекательной, лишенной обаяния внешностью и угловатыми манерами, должен был брать осадой как крепость. Ему повезло: внутри него полыхал такой костер ядерных амбиций, крылась такая нерастраченная энергия недоверия и презрения к ничтожным «счастливчикам», которым все дается и все можно с рождения, что собрав их в мощный лазерный луч воли, он смог пробиться».
Но бессознательное крошки Цахеса всегда начеку, ибо такова болезненная реакция подсознания на реальность: ведь в глубине души ему ясно, что он не сам пробился, а подняли именно те, кого больше всех презирал и ненавидел — пустопорожние демократы-либералы-импотенты. И еще острее и болезненнее: они возвысили, но они же и могут снести, сбросить вниз, в пропасть, в родную подворотню, а то и просто — в расстрельный ров… Как это не трагично, но он тоже заложник —не только власти, но и тех, кого сам «вывел в люди».
На то он и крошка Цахес, что за внешней решительностью и волей таятся бессилие, слабость, несамодостаточность и склонность к отступлению перед вызовами и угрозами со стороны. Еще — падкость на лесть и особенно страсть к золотому тельцу. Еще хуже — в глубине невзрачного существа таится животный страх слабака перед реальными, а не вымышленными угрозами. Он-то лучше других сознает свой полковничьий «потолок», а тут — держава, империя, неблагодарное отечество, нежданно-негаданно свалившиеся несостоявшемуся таксисту на голову… Отсюда — ярая ненависть к более умным и самодостаточным, особенно тем, кого не смог одурачить мишурой и «цацками».
Психотерапевт Швейцарской Федерации Психологов (FSP) и эксперт в области психобиографии и судебной психологии Филип Жаффе (Philip Jaffе), характеризуя этот психотип, говорит, что ему присущи проблемы с развитием отношений, поиском друзей и социальной адаптацией как таковой. Волей случая заброшенный на вершину власти такой тип компенсирует свои психотравмы и комплексы — нарциссизмом, желанием всё держать под контролем, а комплекс неполноценности вытесняется быстро развивающейся манией величия: внешняя серость и низкорослость выдаются за признаки мачизма, а психологическая убогость — за альфа-самцовость.
«Они живут в таком пузыре. Все остальные смотрят на них, прислуживают им, всегда повинуются им, то есть, как правило, они потом начинают верить в то, что они лучше других, что они особенные, понимаете? Все эти факторы в значительной степени связывают людей, которые находятся у власти, особенно, если их власть не контролируется, не балансируется другими структурами».
Личности такого психотипа отвечают английскому выражению «as cool as a cucumber» (спокойный, как огурец), камуфлирующему глубинное бездушие и полное отсутствие харизмы. Нарциссам вообще несвойственны человечность и терпимость, они очень скрытны, но неплохо владеют актерским мастерством и умением «подать себя» быдлу.
Крошка Цахес, бессознательный характер которого деформирован в перинатальном, родовом или инфантильном периоде развития, крайне чувствителен к психологическим травмам и унижениям. Он вообще не склонен прощать, особенно — личные обиды. Он может быть слаб в нападении, но неизменно мастер защиты и упреждения, поэтому опирается исключительно на силу — всегда старается «бить первым» и в этом проявляется его архаичность и первобытность (комплекс вожака стаи). «Он постоянно символизирует (почти на грани карикатуры) альфа-самца. Он должен быть замечен в качестве доминирующего самца».
«Крошки Цахесы» — пленники неолитического имиджа, который он создает и отчаянно проецирует на быдломассу, тем самым возвращая и ее в первобытно-племенное состояние страха-поклонения шаману-вождю. Для самого же шамана-вождя это является мощным стимулом преодоления глубинного чувства неполноценности. «Он должен постоянно демонстрировать, что силен и что нет никаких признаков ослабления обороны, так он чувствует себя комфортно. Потому что он чувствует себя в некотором смысле некомфортно, и это снова возвращает нас к его детству, в котором имели место обида и травмы».
Важным элементом преодоления комплекса неполноценности является создание преданной свиты, мощной и солидной группы поддержки — не только среди «силовиков», но, особенно, среди «лучших людей города», то есть интеллигенции в понимании Евгения Шварца или «образованщины» в понимании А.И.Солженицына. Игра эта обоюдовыгодная: крошка Цахес ощущает собственное величие, «лучшие люди города» получают льготы и ренту…
Платой же самих диктаторов за такого рода манипуляции является утрата чувства реальности, иррациональная реакция на происходящее, непредсказуемость и усиливающаяся социальная деструктивность. У них часто возникает «hubris syndrome» («синдром превышения дозволенного») — гипертрофированное самолюбие, связанное с тем, что в течение длительного времени у человека в руках была слишком большая власть.
Этот и иные синдромы бесконтрольного властвования, увы, не только неизлечимы, но имеют тенденцию к бесконтрольному росту и усилению вышеперечисленных проявлений психопатии. Само стремление таких личностей к абсолютной власти ведет их к саморазрушению в психическом и физическом отношении — как Гитлера, Сталина и всех нынешних…
Увы, психопатия крошек Цахесов весьма заразна: за поклонение некрофилам народонаселение рассчитывается серьезным помутнением разума. Если оно на протяжении всей истории не знало свободы и демократии, подчиняясь сильной централизованной власти, то это не может не сказаться на племенном менталитете. Это ведет к симбиозу быдла с тиранией, к соучастию и, что самое страшное, — к притягательности зла, к движению истории по кругу, от одного крошки Цахеса к другому… Между крошкой Цахесом, свитой и народонаселением рано или поздно складывается патологическая связь: чем полнее отказ холопов от личной свободы, от независимости и участия в политическом процессе, тем больше их поклонение диктатору.
«В патологическом садизме нередко случается, когда складывается садистическая пара. Доминант подчиняет себе человека слабого и, как правило, нарушенного и соблазняет его на преступление, как бы давая разрешение. Примерно тот же механизм включается, когда диктатор, опираясь на определенные слои подвластного ему общества, заливает страну кровью. Там тоже есть разрешение, морально-неустойчивые, или психически-особые люди и удовольствие от абсолютной власти… Диктатор и его народ — это садистическая пара, сложившаяся по принципу симбиоза и дополняющая друг друга. Их связывает принцип удовольствия. Удовольствие лидера в том, что он обладает властью высвободить зло в своем подчиненном, а удовольствие зависимого подчиненного в том, что он освобождается от ощущения собственной никчемности».
В книге «Анатомия человеческой деструктивности» Эрих Фромм так описывает цели садистического самоутверждения: «Я считаю, что сердцевину садизма, которая присуща всем его проявлениям, составляет страсть, или жажда власти, абсолютной и неограниченной власти над живым существом, будь то животное, ребенок, мужчина или женщина. Заставить кого-либо испытать боль или унижение, когда этот кто-то не имеет возможности защищаться, — это проявление абсолютного господства (одно из проявлений, хотя и не единственное)… По своей сущности садизм не имеет практической цели: он является не «тривиальным», а «смиренным». Он есть превращение немощи в иллюзию всемогущества. То есть это — религия духовных уродов».
Еще одна черта крошки Цахеса, вскрытая Эрихом Фроммом, — неизменное движение вспять: «Авторитарная личность преклоняется перед прошлым: что было — будет вечно; хотеть чего-то такого, чего не было раньше, работать во имя нового — это или безумие, или преступление. Чудо творчества — а творчество всегда чудо — не вмещается в его понятия».
Для крошек Цахесов единственной реальностью является фикции, сложившиеся в их болезненно-травмированном сознании и не имеющие точек соприкосновения с действительностью. Их коварство и сила часто вытекают из конспирологии, психических комплексов или «поехавшей крыши» — абсолютного разрыва со всей полнотой жизни. Они доверяют «тайным» источником больше, чем общедоступной информации. Пребывая в состоянии почти религиозного воодушевления, они неизменно становятся непоколебимыми фанатиками на службе у дьявола. Это дает им ощущение того, что они стоят выше других и являются исключительными.
Еще одним следствием архаичности или дремучести психотипа диктатора является бессознательная проекция собственных неудач на внешних врагов. Не зная и не испытывая чувства вины, диктатор буквально деформирует реальность, списывая личные поражения и страхи на происки «фашистского» Запада во главе с США. Это ведет к мощной стимуляции национализма и патриотизма у «пушечного мяса». Я бы сказал, что степень их накала является прямым результатом активной фазы цахизма. Это, кстати, очень давно подметил русский сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин…
Ни крошке Цахесу, ни быдлу никто не смеет напоминать об их слабости или отсталости. Напротив, незначительный успех выставляется напоказ, а если нет и такового, на помощь приходят мифология и фальсификации. Таким образом, «ночная часть» их психики спроецирована на врагов, а «дневная» — на самоутверждение и самоидентификацию вопреки горькой реальности.
Кстати, у Гофмана разоблаченный Цахес, убежав в свой дворец, тонет в ночном горшке с нечистотами...
Регистрация через
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даёте согласие на обработку персональных данных.
Похоже, что было сделано несколько неудачных попыток входа в ваш аккаунт.
В целях безопасности, мы временно заблокировали возможность входа.
Пожалуйста, попробуйте снова через 10 минут.
Действие было успешно выполнено!
Скачивайте наше мобильное приложение, в котором читать и слушать книги ещё удобнее! А ещё вас ждет промокод на скидку в 50% при покупке первой книги!
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!