Есть у меня в сообществе в ВК рубрика «Эпитафия». Посвящена она отзывам на книги и фильмы в жанре ужасы (и связанные с ним). Рассказываю я только о том, что прочёл сам (фильмы редко затрагиваю) и о чём не стыдно рассказать.
Что же, господа и госпожи, давайте устроим здесь небольшой филиал моего Кладбища мыслей и чувств и начнём, по устоявшейся у меня традиции, с хоррор-антологии «Голоса из подвала» за авторством Максима Кабира и Парфенова М.С., серия «Horrorzone», 2021 г. (приобрёл книгу 30-го декабря того же года).
Помимо сквозного сюжета есть ещё кое-что, объединяющее все (или почти все) истории. Поначалу в голову лезло словосочетание «русская хтонь» как характеристика общей атмосферы, но, возможно, корректнее будет сказать «постсоветская разруха». Воображение постоянно рисовало депрессивно-серые пейзажи и побитых жизнью людей (не каждый рассказ, но тем не менее). Во всём: в разговорах, в мыслях, в антураже – ощущается одиночество и покинутость, необустроенность и страх, слышатся отголоски тяжёлого прошлого и туманного будущего
(кое-где и не отголоски, а вполне себе ГОЛОСА).
Не всем героям хочется сопереживать. Иные персонажи тут похуже монстров будут
(«Это ты ещё зелёный был, сплаттерпанку не нюхал»),
иным же просто не повезло. С хэппи-эндами тут тоже всё сложно. Не все истории заканчиваются хорошо, далеко не все. Достаётся и взрослым, и детям. Русский хоррор суров и беспощаден.
В основе сюжетов лежит западная фантастика, славянская мифология, городские легенды, советско-пионерский фольклор – и реальная жизнь. Даже если убрать из книги всё мистическое, всё ещё остаётся та самая «постсоветская разруха» и люди. Есть даже рассказы без мистических и фантастических элементов. Страшные они получились или нет – вопрос спорный, но к ним просится эпитет «зловещий».
Что мне в этом сборнике нравится, так это «взросление» ужасов по мере того, как взрослеет главный герой сквозного сюжета – как «взрослеют» и страхи читателя. В середине книги мне стало неуютно, и я несколько дней не возвращался к ней
(гештальт не закрыл, видимо, вот и психанул).
Но вернулся. Последнюю треть-четверть добил утром после бессонной ночи. Предпоследний рассказ заставил на секунду искренне испугаться (воображение разыгралось ).
Лично мне больше других зашли «Улица мёртвой пионерки», «Бедные люди умрут в муках»
(уж не закос ли это под «Птиц» Хичкока? ),
«Королева цветов», «Кто-нибудь, помогите!» и «Юные влюблённые мертвецы».
Не знаю, лучшее ли это из современной русскоязычной литературы ужасов, но для меня «Голоса» стали своеобразным сигналом к действию. Я даже решил, что моя первая книга тоже будет сборником со сквозным сюжетом, так как малая форма интересовала меня сильнее крупной, а большая часть рассказов уже была написана. Так и вышло: примерно через полгода работа над «Разговорами с живым мертвецом» была окончена. Надеюсь, вы эту книгу ещё увидите.
А ещё я разыграл экземпляр «Голосов» прошлой весной у себя в сообществе. Такое не стыдно разыгрывать.
Подводя итоги, скажу следующее.
Если сюжеты С. Кинга предупреждают: «Это может случиться с каждым!», то «Голоса изподвала» как бы намекают: «У нас это уже случилось. И не один раз».
Комментарии
Сортировать по
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!