• Главная
  • Блоги
  • Эпитафия. Отзыв на «Голоса из подвала» (Максим Кабир, Парфенов М.С.)

Эпитафия. Отзыв на «Голоса из подвала» (Максим Кабир, Парфенов М.С.)

18 мая 2023 Книги
Эпитафия. Отзыв на «Голоса из подвала» (Максим Кабир, Парфенов М.С.)

Есть у меня в сообществе в ВК рубрика «Эпитафия». Посвящена она отзывам на книги и фильмы в жанре ужасы (и связанные с ним). Рассказываю я только о том, что прочёл сам (фильмы редко затрагиваю) и о чём не стыдно рассказать.

Что же, господа и госпожи, давайте устроим здесь небольшой филиал моего Кладбища мыслей и чувств и начнём, по устоявшейся у меня традиции, с хоррор-антологии «Голоса из подвала» за авторством Максима Кабира и Парфенова М.С., серия «Horrorzone», 2021 г. (приобрёл книгу 30-го декабря того же года).

Помимо сквозного сюжета есть ещё кое-что, объединяющее все (или почти все) истории. Поначалу в голову лезло словосочетание «русская хтонь» как характеристика общей атмосферы, но, возможно, корректнее будет сказать «постсоветская разруха». Воображение постоянно рисовало депрессивно-серые пейзажи и побитых жизнью людей (не каждый рассказ, но тем не менее). Во всём: в разговорах, в мыслях, в антураже – ощущается одиночество и покинутость, необустроенность и страх, слышатся отголоски тяжёлого прошлого и туманного будущего

(кое-где и не отголоски, а вполне себе ГОЛОСА).

Не всем героям хочется сопереживать. Иные персонажи тут похуже монстров будут

(«Это ты ещё зелёный был, сплаттерпанку не нюхал»),

иным же просто не повезло. С хэппи-эндами тут тоже всё сложно. Не все истории заканчиваются хорошо, далеко не все. Достаётся и взрослым, и детям. Русский хоррор суров и беспощаден.

В основе сюжетов лежит западная фантастика, славянская мифология, городские легенды, советско-пионерский фольклор – и реальная жизнь. Даже если убрать из книги всё мистическое, всё ещё остаётся та самая «постсоветская разруха» и люди. Есть даже рассказы без мистических и фантастических элементов. Страшные они получились или нет – вопрос спорный, но к ним просится эпитет «зловещий».


Что мне в этом сборнике нравится, так это «взросление» ужасов по мере того, как взрослеет главный герой сквозного сюжета – как «взрослеют» и страхи читателя. В середине книги мне стало неуютно, и я несколько дней не возвращался к ней

(гештальт не закрыл, видимо, вот и психанул).

Но вернулся. Последнюю треть-четверть добил утром после бессонной ночи. Предпоследний рассказ заставил на секунду искренне испугаться (воображение разыгралось ).

Лично мне больше других зашли «Улица мёртвой пионерки», «Бедные люди умрут в муках»

(уж не закос ли это под «Птиц» Хичкока? ),

«Королева цветов», «Кто-нибудь, помогите!» и «Юные влюблённые мертвецы».

Не знаю, лучшее ли это из современной русскоязычной литературы ужасов, но для меня «Голоса» стали своеобразным сигналом к действию. Я даже решил, что моя первая книга тоже будет сборником со сквозным сюжетом, так как малая форма интересовала меня сильнее крупной, а большая часть рассказов уже была написана. Так и вышло: примерно через полгода работа над «Разговорами с живым мертвецом» была окончена. Надеюсь, вы эту книгу ещё увидите.

А ещё я разыграл экземпляр «Голосов» прошлой весной у себя в сообществе. Такое не стыдно разыгрывать.

Подводя итоги, скажу следующее.

Если сюжеты С. Кинга предупреждают: «Это может случиться с каждым!», то «Голоса изподвала» как бы намекают: «У нас это уже случилось. И не один раз».

229
0
0

Читайте ещё

Собрали для вас посты похожие на запись "Эпитафия. Отзыв на «Голоса из подвала» (Максим Кабир, Парфенов М.С.)" , а также другие посты этого автора

229
0
0

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Комментарии отсутствуют

К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!

Присоединяйтесь
к нам в соцсетях