Красная шапочка и прямая речь в тексте

20 октября 2023 Книги
Красная шапочка и прямая речь в тексте

Как-то раз испекла мама пирожки и сказала дочке: “Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке и отнеси ей пирожки”. (двоеточие ставится, если слова автора содержат глагол со значением речи-мысли)

 


Красная шапочка удивилась: “Через тёмный лес?” (Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка — после них)

 


Мама сложила пирожки в корзину. “Не бойся. Всех волков давно поймали охотники”. (двоеточие не ставится, если вставка слов и сказал, и спросил, и воскликнул и т. п. невозможна или затруднительна)

 


Красная шапочка посмотрела на маму.

– Хорошо мамочка, – сказала она и пошла к бабушке.

(Не ставится также двоеточие перед прямой речью, если она заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь)

 


“Ну ты, мать, даёшь”, – подумала Шапочка.

(Если прямая речь стоит перед словами автора, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; причем слова автора пишутся со строчной буквы)


Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.

Идет она лесом, а навстречу ей – серый Волк.

– Здравствуй, Краная Шапочка, – говорит Волк.

– Здравствуй, Волк!

– Куда ты идешь, Красная Шапочка? – спрашивает Волк.

 

 

– Я это...– начала Шапочка, – к бабушке иду.

(если на месте «разрыва» прямой речи словами автора должно было бы стоять многоточие, то оно сохраняется. Вторая часть, которая не является новым предложением,  начинается со строчной буквы)

 


– Подожди-ка, – задумался Волк и снова спросил: – А далеко живет твоя бабушка?

(Если в словах автора, находящихся внутри прямой речи, имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной буквы

– Далеко, – отвечает Красная Шапочка. – Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края. 

(Вторая часть представляет собой новое предложение и начинается с прописной буквы)

 


“Зря ты это сказала” – так говорил ей внутренний голос.

(после закрывающих кавычек ставится только тире (независимо от того, каким знаком препинания заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих словах автора содержится характеристика прямой речи, ее оценка и т. д. (авторская ремарка обычно начинается словами: так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает)

 


– Ладно, – говорит Волк, – я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет! – И он побежал в деревню.

( Если слова автора, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они пишутся с прописной буквы)

 


А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. Шла она не торопясь, по пути останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты.

 


Не успела она еще до мельницы дойти, а Волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь:

Тук-тук!

– Кто там? – спрашивает бабушка.

 


На бабушкин вопрос: “Кто там?” – ответа не последовало.

(тире после вопросительного/восклицательного знака, которым заканчивается прямая речь)

– Кто там? – еще раз спрашивает бабушка

 


 “Это я” – “Кто?” – “Внучка ваша”. –”Какая внучка?” – “Красная Шапочка” 

(Если реплики следуют в подбор, без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней тире)

 


А бабушка была в то время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула:

– Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется!

 


Волк почесал в затылке, сказал: “Ну ладно”, вздохнул и дернул за верёвочку. 

(запятая разделяет однородные сказуемые сказал и вздохнул, между которыми находится прямая речь)

 


Дверь и открылась

 


Волк зашел в дом бабушки и, сказав ей: “Ну, здорово, бабуля”, проглотил её целиком.

 (запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь)

 


Он был очень голоден, потому что три дня ничего не ел. Потом закрыл дверь, улегся на бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку.

Скоро она пришла и постучалась:

Тук-тук!

Волк ласково говорит: “Кто там?”,  но голос у него грубый, хриплый.

(запятая разделяет части сложносочиненного предложения, связанные противительным союзом но)

 


Красная Шапочка подумала, что бабушка охрипла от простуды,  ответила: “Это я, внучка ваша”, и у волка потекли слюни.

(запятая перед союзом и в сложносочиненном предложении)

 


Волк сказал: “Дерни за веревочку, дитя мое” – и пригласил Шапочку войти.

(тире перед союзом и при однородных сказуемых)

 


Красная Шапочка дернула за веревочку – дверь и открылась. Вошла девочка в домик, а Волк спрятался под одеяло и говорит: “Положи-ка, внучка, пирожки на стол, а сама приляг рядом со мной!” 

– Хм, – говорит Шапочка.

– Что “хм”?

(Если в последующей реплике повторяются слова из предыдущей реплики, принадлежащей другому лицу, причем они воспринимаются как чужой текст, то эти слова выделяются кавычками)

 


Красная шапочка окинула взглядом комнату и заметила, что бабушкино кресло-качалка перевернуто, на полу лежит разбитая тарелка, а картина на стене перекошена. 

Шапочка обо всём догадалась:

(Если вначале идет текст от автора (вводная часть, описание и т. д.), а потом предложение, вводящее прямую речь, то это предложение обычно начинается с абзаца) 

 


– Опять квасишь? 

Волк нахмурился.

(Текст автора, не относящийся к говорящему лицу, идущий после авторских же слов, следующих за прямой речью, выделяется в новый абзац)

 


Красная Шапочка лежит с Волком и спрашивает:

– Бабушка, почему у вас такие большие руки?

 


– Пчёлы покусали, – ответил волк. Потом подумал и ласково добавил: – Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя моё.

(Если между двумя репликами одного и того же говорящего лица находится текст от автора, то ни этот текст, ни последующая прямая речь в отдельные абзацы обычно не выделяются)

.

– Бабушка, почему у вас такие большие зубы?

– А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!

 


Не успела Красная Шапочка и охнуть, как Волк бросился на нее и проглотил.

Но, по счастью, в это время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах.

– Короче, она мне говорит: “Если ты завтра на работу не выйдешь, то можешь вообще не выходить” Я такой...

– Во даёт!

– ...говорю: “Я простыл – температура у меня”. Ну и началось: – “Я на тебя докладную напишу!” – “Да пишите всё что угодно.” – “А вот и напишу!” 

(диалог, приводимый в рассказе, тоже можно оформить в подбор. Если диалог, приводимый в реплике, сопровождается словами автора, то он дается в подбор и выделяется кавычками)

 


– Стоп! Ты слышал? – спросил один. И они устремили свои взгляды туда, откуда доносился шум.

(если текст от автора синтаксически связан с предложением, вводящим прямую речь с помощью соединительного или присоединительного союза, то он в новый абзац не выделяется)

 


Вбежали в домик и убили Волка. А потом распороли ему брюхо, и оттуда вышла Красная Шапочка, а за ней и бабушка – обе целые и невредимые.

 

Теги: блог
877
0
0

Читайте ещё

Собрали для вас посты похожие на запись "Красная шапочка и прямая речь в тексте" , а также другие посты этого автора

877
0
0

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Комментарии отсутствуют

К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!

Успей купить!
Присоединяйтесь
к нам в соцсетях