Как-то раз испекла мама пирожки и сказала дочке: “Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке и отнеси ей пирожки”. (двоеточие ставится, если слова автора содержат глагол со значением речи-мысли)
Красная шапочка удивилась: “Через тёмный лес?” (Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка — после них)
Мама сложила пирожки в корзину. “Не бойся. Всех волков давно поймали охотники”. (двоеточие не ставится, если вставка слов и сказал, и спросил, и воскликнул и т. п. невозможна или затруднительна)
Красная шапочка посмотрела на маму.
– Хорошо мамочка, – сказала она и пошла к бабушке.
(Не ставится также двоеточие перед прямой речью, если она заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь)
“Ну ты, мать, даёшь”, – подумала Шапочка.
(Если прямая речь стоит перед словами автора, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; причем слова автора пишутся со строчной буквы)
Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.
Идет она лесом, а навстречу ей – серый Волк.
– Здравствуй, Краная Шапочка, – говорит Волк.
– Здравствуй, Волк!
– Куда ты идешь, Красная Шапочка? – спрашивает Волк.
– Я это...– начала Шапочка, – к бабушке иду.
(если на месте «разрыва» прямой речи словами автора должно было бы стоять многоточие, то оно сохраняется. Вторая часть, которая не является новым предложением, начинается со строчной буквы)
– Подожди-ка, – задумался Волк и снова спросил: – А далеко живет твоя бабушка?
(Если в словах автора, находящихся внутри прямой речи, имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной буквы
– Далеко, – отвечает Красная Шапочка. – Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.
(Вторая часть представляет собой новое предложение и начинается с прописной буквы)
“Зря ты это сказала” – так говорил ей внутренний голос.
(после закрывающих кавычек ставится только тире (независимо от того, каким знаком препинания заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих словах автора содержится характеристика прямой речи, ее оценка и т. д. (авторская ремарка обычно начинается словами: так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает)
– Ладно, – говорит Волк, – я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет! – И он побежал в деревню.
( Если слова автора, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они пишутся с прописной буквы)
А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. Шла она не торопясь, по пути останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты.
Не успела она еще до мельницы дойти, а Волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь:
Тук-тук!
– Кто там? – спрашивает бабушка.
На бабушкин вопрос: “Кто там?” – ответа не последовало.
(тире после вопросительного/восклицательного знака, которым заканчивается прямая речь)
– Кто там? – еще раз спрашивает бабушка
“Это я” – “Кто?” – “Внучка ваша”. –”Какая внучка?” – “Красная Шапочка”
(Если реплики следуют в подбор, без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней тире)
А бабушка была в то время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула:
– Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется!
Волк почесал в затылке, сказал: “Ну ладно”, вздохнул и дернул за верёвочку.
(запятая разделяет однородные сказуемые сказал и вздохнул, между которыми находится прямая речь)
Дверь и открылась
Волк зашел в дом бабушки и, сказав ей: “Ну, здорово, бабуля”, проглотил её целиком.
(запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь)
Он был очень голоден, потому что три дня ничего не ел. Потом закрыл дверь, улегся на бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку.
Скоро она пришла и постучалась:
Тук-тук!
Волк ласково говорит: “Кто там?”, но голос у него грубый, хриплый.
(запятая разделяет части сложносочиненного предложения, связанные противительным союзом но)
Красная Шапочка подумала, что бабушка охрипла от простуды, ответила: “Это я, внучка ваша”, и у волка потекли слюни.
(запятая перед союзом и в сложносочиненном предложении)
Волк сказал: “Дерни за веревочку, дитя мое” – и пригласил Шапочку войти.
(тире перед союзом и при однородных сказуемых)
Красная Шапочка дернула за веревочку – дверь и открылась. Вошла девочка в домик, а Волк спрятался под одеяло и говорит: “Положи-ка, внучка, пирожки на стол, а сама приляг рядом со мной!”
– Хм, – говорит Шапочка.
– Что “хм”?
(Если в последующей реплике повторяются слова из предыдущей реплики, принадлежащей другому лицу, причем они воспринимаются как чужой текст, то эти слова выделяются кавычками)
Красная шапочка окинула взглядом комнату и заметила, что бабушкино кресло-качалка перевернуто, на полу лежит разбитая тарелка, а картина на стене перекошена.
Шапочка обо всём догадалась:
(Если вначале идет текст от автора (вводная часть, описание и т. д.), а потом предложение, вводящее прямую речь, то это предложение обычно начинается с абзаца)
– Опять квасишь?
Волк нахмурился.
(Текст автора, не относящийся к говорящему лицу, идущий после авторских же слов, следующих за прямой речью, выделяется в новый абзац)
Красная Шапочка лежит с Волком и спрашивает:
– Бабушка, почему у вас такие большие руки?
– Пчёлы покусали, – ответил волк. Потом подумал и ласково добавил: – Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя моё.
(Если между двумя репликами одного и того же говорящего лица находится текст от автора, то ни этот текст, ни последующая прямая речь в отдельные абзацы обычно не выделяются)
.
– Бабушка, почему у вас такие большие зубы?
– А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!
Не успела Красная Шапочка и охнуть, как Волк бросился на нее и проглотил.
Но, по счастью, в это время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах.
– Короче, она мне говорит: “Если ты завтра на работу не выйдешь, то можешь вообще не выходить” Я такой...
– Во даёт!
– ...говорю: “Я простыл – температура у меня”. Ну и началось: – “Я на тебя докладную напишу!” – “Да пишите всё что угодно.” – “А вот и напишу!”
(диалог, приводимый в рассказе, тоже можно оформить в подбор. Если диалог, приводимый в реплике, сопровождается словами автора, то он дается в подбор и выделяется кавычками)
– Стоп! Ты слышал? – спросил один. И они устремили свои взгляды туда, откуда доносился шум.
(если текст от автора синтаксически связан с предложением, вводящим прямую речь с помощью соединительного или присоединительного союза, то он в новый абзац не выделяется)
Вбежали в домик и убили Волка. А потом распороли ему брюхо, и оттуда вышла Красная Шапочка, а за ней и бабушка – обе целые и невредимые.
Комментарии
Сортировать по
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!