Всем привет!
Делюсь свежим Допросом от своей команды Инквизиторов. Вдруг кому-то будет интересно:
Вот и настал тот день, когда мы открываем Второй Сезон Допросов Экспертов, и тут будут свои новшества, и постепенно мы их раскроем.
А сегодня... Мы с Любопытной Пумой подобрались к известному автору, и решили разузнать о том, как писатель со стажем смотрит на некоторые моменты работы. Оказалось, что у автора со стажем взгляды на сам творческий процесс отличаются... И он не скрывается за возможностями посмотреть видосики, или продумать все сложности своих миров. Он их проживает.
На интервью Андрей Васильев!
Здравствуйте, Андрей. Очень рады Вас видеть. Готовы начинать?
Всегда готов.
Скажите, для автора важно определиться с жанром и следовать одному направлению? Если «да», то почему?
Все всегда зависит от того, какие конечные цели преследует автор. Если это, например, железобетонно убежденная в своей правоте сторонница феминизма - да, для нее принципиальный момент писать раз за разом книги о волосатых чудовищах-мужчинах, стремящихся жестко отабьюзить беззащитную белокурую главную героиню, причем по-всякому. Автор, воспринимающий сетературу как бизнес (что лично я не осуждаю), всегда будет идти за трендами, ибо именно там зарыты деньги. Для него не столь важен аспект что писать и в каком жанре, для него в приоритете всегда «можно ли это продать». Если мы говорим о авторе, который застрял где-то посередине между «для души» и «но и на продажу», то он просто выбирает для себя то направление, которое ему ближе и интереснее. Ну, а идеалисты и борцы за то, что их книги не для всех, а для избранных, пишут строго для вечности. Отдельно замечу, что как правило их книги и уходят в Великое Ничто, а сами они после этого начинают рассуждать о том, что современники гениев всегда не понимают и литература, по сути, уже мертва.
На Ваш взгляд, почему фэнтези популярен? Может быть, замечали спад популярности этого направления, или может подъём?
Популярен он потому, что дает возможность читателю побывать там, где он точно никогда не побывает, и пережить, пусть и ментально, те приключения, которых у него в жизни по любому не случится. Что до подъемов и спадов – я за такими вещами не слежу. Я вообще далек от аналитики жанров, площадок, виджетов, рейтингов и всего такого прочего. Оно мне не сильно интересно.
Есть ли различия между фэнтезийными авторами, и писателями, пишущими в иных жанрах?
А есть ли различия между молочным отделом в супермаркете, и тем, в котором, к примеру, замороженные овощи продают? Да никакой. Это один и тот же магазин, в котором продают продукты. Вот и тут то же самое. И там, и там книги. И в тех, и в других в большинстве своем рассказаны истории о людях и событиях, которых на самом деле не было, вся разница только в антураже. Ну, и в качестве предлагаемого читателям текста, разумеется.
Довольно много авторов, пытаются совершенствоваться с помощью чтения других книг. Как думаете, это работает? Может подскажите, что лучше поможет «прокачать способности»?
Это не то, что работает. Это надо практиковать обязательно, чтобы понять, как устроены книги в принципе. Надо учиться у лучших, у тех, кто уже всё всем доказал, а не у странных людей с сомнительными добродетелями, обещающих сделать из вас светило литературы за пять онлайн занятий и некоторое количество денег. По моему глубокому убеждению, для того чтобы написать одну посредственную книгу, прежде надо прочесть тысяч десять очень хороших. И я сейчас не о плагиате, а о умении закручивать сюжет, выстраивать интригу, составлять из слов такие предложения, из которых ничего не убрать и к ним ничего не добавить. Бабель, например, написал 32 варианта рассказа «Любка Козак», раз за разом сокращая и трансформируя его, и все равно был недоволен конечным вариантом. Вот пример, достойный подражания. В наше время такое почти невозможно, может, потому и Бабелей нынче особо не видать. Хотя и тут нужна мера, разумеется. Безостановочно переделывая уже написанные тексты, можно в этом процессе увязнуть настолько, что до новых никогда не доберешься.
В фэнтезийных книгах всегда создаются новые миры и наполняют мир обитателями. У нас вопрос — В какой момент начинается создание мира? Что первично в фэнтези: создать мир или конфликт героя?
К примеру: Джоан Роулинг сначала придумала историю мальчика сироты, а потом Хогвардс и волшебный мир? Или же рассмотрим Вашу работу: Цикл «Хранитель кладов». С какого образа появился этот сюжет?
Да ни с какого. Мир-то уже существовал, просто цикл «Ведьмак» встал на паузу, а на его место пришел указанный вами. Ну, а вообще это дело, в смысле создание мира, оно у каждого по своему реализуется. Кто-то сначала придумывает мир, потом сюжет и героев, кто-то наоборот. Я года три назад на АТ видел одного товарища, так он выдуманный им мир прямо как кот свои причиндалы вылизывал – и денежную систему придумал, причем для каждой страны свою, и языки разрабатывал, и историю со времен вспышки Сверхновой сочинил, и древа повелителей каждого королевства нарисовал, про карты я уж молчу. Все здорово у него получилось, кроме одного – мир он придумал, а книгу так в результате и не написал. Хорошо это? Плохо? Я не знаю. Но как автору мне лично важнее рассказать историю, чем просто существовать в пусть очешуенно продуманной, но при этом мертворожденной вселенной.
Фэнтези захватывает и чарует читателей, но также создает много проблем для автора в процессе создания. С какими сложностями приходилось сталкиваться Вам?
Да ни с какими. Если только времени вечно не хватает.
Всегда ли происходящее в выдуманных мирах должно подчиняться законам физики? Доводилась Вам придумывать собственные законы в своих историях?
Еще дедушка Дж.Р.Р говорил, что бессмысленно рассчитывать плоскость крыла дракона, надо просто поверить, что он умеет летать. С тех пор, по сути, для обычного фэнтези ничего не изменилось. По-прежнему герои могут пять книг идти туда, преодолевая, борясь и частично погибая, а обратно лететь на орлах. Для этого жанра подобное совершенно нормально. С городским фэнтези все немного сложнее, поскольку там важен момент узнаваемости и обычности происходящего, но это уже вопросы внутренней кухни. Все индивидуально, короче.
Как считаете, в каждую книгу, в том числе и фантастическую, необходимо вкладывать мысль/суть или освещать проблему, или книги данного жанра только лишь для развлечения? У Вас есть примеры в произведениях?
Ну, книгу без мысли и сути представить вообще очень трудно. Ну, разве что великий роман «Ты-гы-дым», тот, где «Принц сел на коня и поскакал – ты-гы-дым, ты-гы-дым, ты-гы-дым» - и так триста страниц. Книга без мысли и сути есть блокнот с пустыми листами. Что до проблемы, то вы про какую конкретно? Мы, слава Богу, в России, у нас все всегда очень интересно, но очень непросто, потому возникает масса вариантов. Если вы, например, о политике – я считаю, что тащить ее в развлекательную литературу не следует. Для этого есть специальные жанры и специальные ресурсы. Если о критическом положении поголовья морских котиков – можно, но подобная тематика должна быть к месту и ко времени. Так что конкретика нужна – какая именно проблема.
Вы верите в музу писателя? Если да, то опишите ту, которая помогает создавать нереальные/выдуманные истории.
Нет, не верю. И в вдохновение не верю. И в «неписец» тоже. Фигня это всё. Так люди, числящие себя профессиональными авторами, собственную лень оправдывают. «Ах, вдохновение ушло»! Да нет, никто никуда не ушел, просто ты вместо того, чтобы книжку писать, видосики гонял весь день.
Вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что хотели бы очутиться в одном из придуманных Вами миров?
Так я там был. Я же их придумал)))
Добавите ссылки на Ваши профили?
Подробности о новых и старых проектах - в моей группе "ВК" https://vk.com/fayroll
Ну, а сами книги ищите на ресурсах "Литрес" https: www.litres.ru/andrey-vasilev-4/ или "АвторТудей" https://author.today/u/reineke2013
С уважением!
Андрей Васильев
Спасибо, Андрей, за беседу!
Над интервью работали Вредная Лиса и Любопытная Пума
Порой к нам заходят известные личности, и это приятно. Значит мы развиваемся и получаем свою репутацию. И этот автор дал посмотреть на свои работы с новой стороны, что добавило больше представления о писателях... Может кому-то будет полезно.
Комментарии
Сортировать по
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!