Накануне юбилея Великой Победы не могу обойти эту тему вниманием. Тем более, за годы моей работы в краеведческом музее города Балахны был собран поистине уникальный архив, частью которого хотелось бы поделиться. Тем более, люди, о которых я хотел бы рассказать – настоящие, не притянутые пропагандой, герои. Герои с большой буквы.
***
Войну Герман Шашков встретил войну 16-летним подростком, и уже в 1941-м рвался на фронт, пытаясь приписать себе два года. Но в военкомате на щупленького невысокого роста паренька только посмеивались – «мол, иди домой, работай в своём колхозе».
Призвали его только в конце 1943-го, и только через полгода после призыва зачислили автоматчиком в танковое подразделение.
Таких как он, передвигающихся на броне танка и прикрывающих броню своими телами, называли не иначе как «смертниками». Слишком велик был у танковых пехотинцев процент потерь. Особенно при наступлении.
В начале 1945-го наступали в Польше. 15 января у местечка Грабовска Воля случился жестокий бой, и вырвавшийся далеко вперёд танк, на броне которого находился Шашков, был подбит и оказался в окружении. Экипаж и автоматчики приняли бой.
Каждый раз, размышляя об этом бое, я пытаюсь представить – о чём думал 19-летний парень, сержант 34-го гвардейского отдельного танкового полка, когда, получив тяжёлое ранение, он в одиночку сначала прикрывал автоматным огнём отползающих в безопасное место раненых танкистов, а затем, пробравшись в уже горящий танк, продолжил бой, используя имеющийся в машине боекомплект. Когда закончились снаряды и пулемётные патроны, отбивался гранатами.
В этом одиночном сражении он уничтожил более трех десятков немецких автоматчиков и фаустников, и заживо сгорел в пылающей машине. Через два месяца звание Героя Советского Союза Герману Шашкову было присвоено посмертно. Его именем названа школа в родной деревне, здесь же установлена мемориальная доска.
***
Они тоже шли на смерть и знали об этом. Когда 21 апреля 1943 года экипаж штурмовика ИЛ-2 в составе младшего лейтенанта Николая Рыхлина (пилот) и младшего лейтенанта Ивана Ефременко (стрелок-радист) отправляли на ответственное задание – никто даже не надеялся, что они вернутся. Надеялись лишь на то, что они успешно выполнят задание. И это задание было выполнено – точным бомбовым ударом летчики уничтожили оперативный штаб центральной группы немецких войск на Северном Кавказе «Эдельвейс».
А потом было тяжелое возвращение домой. Сначала под канонаду зенитных орудий, а после бой сразу с четырьмя «мессерами». И это оказалось великим чудом, что штурмовик в неравном бою одержал победу над истребителями, два из которых были сбиты.
За этот подвиг каждый из лётчиков был удостоен звания Героя Советского Союза. Вот только Иван Ефременко награду так и не получил, погибнув через несколько дней, а Николая Рыхлина лишили высокого звания.
Случилось это уже после окончания войны. Рыхлин жил в Грозном и, работая инспектором отделения Госбанка, совершил хищение денег, за что и получил 15 лет лишения свободы. Удивительно, но отбыв срок «от звонка до звонка» он так и остался Героем Советского Союза – о героическом прошлом заключённого тогда, в 1950-м, почему-то никто не вспомнил. Вспомнили в 1977-м, когда 62-летнего Рыхлина арестовали вновь за «хищение социалистической собственности в особо крупных размерах». И вновь длительный срок, и – лишение всех полученных на войне наград. Не только «Золотой Звезда», но и других орденов и медалей. А умер бывший лётчик через год после второго освобождения.
Комментарии
Сортировать по
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!