О природе страха и моём видении мистического хоррора
Мне всегда была интересна тема страха — особенно с точки зрения его реализации в творческих проектах. Как известно, у этой эмоции много причин: бытовые переживания, страх за близких, инстинктивный ужас, чувство неминуемой угрозы или страх перед неизвестностью. Всё это, в конечном счёте, коренится в базовой человеческой потребности — выжить.
В этом тексте я не собираюсь разбирать природу страха с точки зрения психологии или психиатрии. Я хочу поделиться своим видением того, почему выбрал для своего творчества жанр хоррора.
Итак, начнём.
Я всегда считал страх одной из самых сложных и искренних эмоций. Вызвать его у зрителя, читателя или игрока, на мой взгляд, чрезвычайно трудно. Современный мир настолько переполнен разнообразным контентом, что люди уже мало чему удивляются и в основном игнорируют раздражители, в том числе и те, что призваны пугать. Вы, наверное, и сами заметили, что по-настоящему качественных произведений, заставляющих нас по-настоящему бояться, довольно мало. И связано это, как мне кажется, с тем, что вызвать подлинный страх, заставить человека примерить на себя чуждую атмосферу и условия — задача высочайшей сложности.
Как же заставить испытывать настоящий страх, не прибегая к скримерам?
Для себя я вывел такую формулу.
Мне кажется, самый сильный страх — это страх неизвестного (и это не аксиома). Я разделяю его на два типа:
Страх перед мистической/религиозной неизвестностью;
Страх перед ментальными расстройствами.
Их объединяет одно: мы не знаем, чего ждать. Мы не понимаем правил игры и не можем просчитать следующих ходов.
Вкратце раскрою оба типа:
Мистический/религиозный страх вызван тем, что мы не знаем, что нас ждёт, с чем мы столкнёмся, как с этим бороться и возможно ли это вообще.
Страх перед мментальными проблемами связан с тем, что, столкнувшись с ними, мы не можем спрогнозировать развитие событий. Логика и привычные модели поведения перестают работать.
Со страхом определились. Следующий немаловажный элемент — атмосфера. Создав правильную атмосферу (через локацию, свет, звук и т.д.), мы заставляем человеческий мозг додумывать самых ужасных монстров там, где их нет. Случайный шорох покажется топотом копыт, хруст ветки — громом среди ясного неба. Тени — вот истинные властители ужаса. Создав правильную атмосферу, можно сказать, что хоррор-проект уже удался, и, возможно, антагонист даже не понадобится.
Последний ингредиент в нашем жутком вареве — это сама нечисть. Если мы говорим о визуальных медиа (игра или фильм), то её образ должен быть проработан до мелочей. Недостаточно просто натянуть маску. Нужно создать нечто, что пробудит наши самые глубоко запрятанные, первобытные страхи. Сделать это в книге еще сложнее.
Не знаю, насколько моя формула универсальна, но мне кажется, что именно на этих трёх столпах — страхе неизвестного, атмосфере и образе антагониста — строятся самые пугающие произведения. По крайней мере, для меня.
P.S. Я не считаю произведения о зомби и слэшеры настоящим хоррором.
P.P.S. Я не стал подробно разбирать второй тип страха (перед ментальными проблемами) из-за его чрезвычайной сложности для реализации.
___________________________________
Ссылка на группу в вк
Канал в ТГ
И чат при нём
Мои искренние благодарности за поддержку.
Где выкладываю:
#хоррор #мистика #русский_хоррор #славянская_мистика #сталкеры #СССР #топь
Комментарии отсутствуют
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!