Выполняется поиск...

Ничего нет

К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.

Популярные запросы
!
События
Дарим вам скидку 50% по промокоду "New50" на первую покупку книги из специальной подборки
популярных книг!
Выбор книги
Эпитафия. Отзыв на «Рыбака» Джона Лэнгана

Эпитафия. Отзыв на «Рыбака» Джона Лэнгана

29 ноября 2025
64

Бывает, что многим понравился писатель, и среди этих «многих» также есть писатели. Начинаются подражания, отсылки, попытки закосить под локального гуру. Где-то прямо сослаться, где-то знакомый образ добавить, сюжет похожий построить. Но все мы знаем, что стопроцентного попадания не получится, его даже оригинал не всегда может обеспечить. Оно, на самом деле, не особо и нужно, ведь технически оригинал писал очень «на любителя». А хотелось бы всё то же самое, но понятнее, доступнее большинству… и самому себе, ибо внятно сформулировать, что такого особенного было в творчестве (не)признанного гения, оказалось не так уж и просто.

Догадались, о чём и о ком я говорю? Ах да, заголовок…

«Лавкрафт-лайт» – это когда писатель хотел написать «лавкрафтианский» хоррор, но в итоге получилось что-то не то. Что-то попсовое, поверхностное, фанфикоподобное или же с героем-нагибатором, которому Древние что мангусту змеи. Явно не то, чего ожидаешь от произведения «по мотивам» ГФЛ, верно? Однако часто дело сводится именно к этому.

Случайно или в результате вдумчивой и кропотливой работы, но отдельным авторам удаётся создать нечто, навевающее ассоциации с Лавкрафтом, его сюжетами, мифологией и даже идеями, но при этом очень самобытное и как будто «о другом». «Рыбак» Джона Лэнгана как раз из таких случаев.

Представьте, что из текстов Лавкрафта убрали присущую ему тяжеловесность, и в целом осовременили их; что в историю вписали рассказчика-предпенсионера, ещё не деда, но уже dead inside-а, который изо всех сил пытается выкарабкаться из запоя и депрессии, попутно вытаскивая окружающих. И вот этот рассказчик и его манера повествования вызвали у меня внезапные ассоциации с… «Легендой о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга. А точнее, с описанием праздничного стола Ван Тасселов. Знаете, что-то доброжелательное, тёплое и основательное.

Забавно, что Лэнган сам упоминает американского классика через своих персонажей, мол, происходит какая-то жесть, будто из записанных Ирвингом суеверий. Так что если вам показалось, то вам не показалось, да.)

Во второй и третьей главе напрашиваются сравнения уже с «Кладбищем домашних животных» Стивена Кинга. Спойлерить не буду, но тема совершения заведомо опасной дичи ради «как бы» воссоединения с погибшими близкими в «Рыбаке» обсасывается со всех сторон.

И тут мы подходим к главной причине, по которой обсуждаемый роман не подпадает под «чистый» лавкрафтианский хоррор, оставаясь при этом крепким жанровым произведением: он антропоцентричен, ему не пофиг на людей. Примерно половина всей книги – это предыстории, воспоминания, мотивация и рефлексия персонажей. А ещё здесь есть битва магов. Не такая, как в «Гарри Поттере», но всё равно зрелищная и со своей «механикой», что радует.

Сеттинг «Рыбака» и похож на тот, что был у ГФЛ (тут даже свои Глубоководные есть), и отсылает к христианским мотивами. Нет противостояния чистого Добра и чистого (грязного?) Зла, но люди, косвенно контактировавшие с местным Древним, либо походят на одержимых, либо им что-то очень убедительно и правдоподобно залил в уши чёртик, пристроившийся на левом плече.

После второй части третья кажется слабее, хотя рассказчик всего лишь вернулся к основному сюжету. Дело в том, что вся вторая часть – это попытка объединить и пересказать разрозненные сведения в формате единой истории – и эта история весьма захватывающая. После такого «дофаминового скачка» начало третьей части ощущается как спад: объективно, всё хорошо, но на фоне того, что было, плохо. Затем перестраиваешься и без проблем дочитываешь.

Не могу не сказать, что последняя глава поначалу казалась мне растянутым и не особо нужным эпилогом – до последних нескольких страниц. В конце выстрелили подзабытые «чеховские ружья», мы с рассказчиком НЕМНОЖКО офигели, и один из нас рискует попасть в психушку.

Не я. Не в этот раз.)

Не могу похвастаться начитанностью в морском хорроре, но «Рыбак» не кажется мне таковым в привычном смысле. Он прямолинеен: вот обычная рыбалка, вот обычные рыбаки, вот мистическая рыбалка с соответствующей добычей – и вместе с тем аллегоричен. И скрытый смысл каждый может увидеть свой, причём не один. Для затравки вброшу такую трактовку: жизнь похожа на рыбалку, и не всегда с неё возвращаются с уловом.

Только что придумал, ага.

Подытожим. На данный момент это, пожалуй, единственный роман, к которому я не хочу придираться. «Рыбака» можно назвать лавкрафтианским хоррором, адаптированным для широкого круга читателей. Кто-то скажет, что акцент на персонажах и удобочитаемый слог как бы облегчают историю, делают её похожей на кинговскую прозу, и, наверное, будет прав. Поэтому Лавкрафт-лайт. Но хороший Лавкрафт-лайт.

64
0
0

Комментарии (0)

Сортировать по

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Комментарии отсутствуют

К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!

Читайте ещё

Собрали для вас посты похожие на запись "Эпитафия. Отзыв на «Рыбака» Джона Лэнгана" , а также другие посты этого автора