Ничего нет
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
популярных книг!
-
По жанрам
Жанры
-
По тегам и меткам
Теги
-
По персонажам
Персонажи
- Авантюристы
- Авторские расы
- Вампиры
- Ведьмы
- Гномы
- Добрый волшебник
- Драконы
- Животные
- Злой волшебник
- Зомби
- Исторические личности
- Киборги
- Клирики
- Клоны
- Книжные герои
- Люди
- Маги
- Мифические животные
- Мифические существа
- Мутанты
- Нечистая сила
- Оборотни
- Орки
- Пираты
- Последний герой
- Призраки
- Принцессы
- Пришельцы
- Прогрессор
- Роботы
- Рыцари
- Спаситель
- Старший Брат
- Супергерой
- Существа из прошлого
- Темный властелин
- Чужие
- Шпионы
- Эльфы
лекции о воспитании. А С Макаренко (2)
ВОСПИТАНИЕ ПРИВЫЧКИ ПРАВИЛЬНО ПОСТУПАТЬВ. И. Ленин подчеркивал недопустимость разрыва между теорией и практикой, что, по его мнению, было самой отвратительной чертой старого буржуазного общества.Любая черта коммунистического характера должна составлять неотъемлемую часть наших привычек. Такое соединение теории и практики коммунистического воспитания может быть достигнуто только тогда, когда любое нравственное положение, даже совершенно ие подлежащее сомнению, мы будем сопровождать постоянными упражнениями в обстановке реальной общественной жизни.Нельзя допускать, чтобы словесному воспитанию придавалось превалирующее значение.. Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях - пустое занятие...- указывал Макаренко. - По нашему глубокому убеждению, широко принятое у нас словесное воспитание, т. е. бесконечное разглагольствование о разных хороших вещах, без сопровождающей гимнастики поведения, есть самое преступное вредительство. Сознание, не построенное на опыте, на деле прежде всего слабосильно, во-вторых, одиноко, не способно творить никакую практику - это то, что для нашего общества наиболее опасно. (1). В этом и заключается разрыв между теорией и практикой воспитания.Правильное разрешение многих проблем коммунистической морали требует больших поисков, анализа проблем. Но этого ---------------------------------1. А. С. Макаренко, Соч., т. 2, стр. 181-182. ---------------------------------мало.. Еще нужно так привыкнуть к новым требованиям навой нравственности, чтобы соблюдать эти требования, уже не обременяя наше сознание каждый раз отдельными поисками.... (1)..Поведение,- указывал Макаренко, - есть очень сложный результат не одного сознания, но и знания, силы, привычки, ухватки, приспособленности, смелости, здоровья и, самое главное, - социального опыта.. (2) И задача воспитания - воспитывать не только правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но и правильные привычки, т. е. такие,. привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому, что мы так привыкли. (3).Глубоко рзакрывает Макаренко возможность противоречия между сознанием и привычным поведением. Самой точной проверкой сознания считает он. поступок по секрету.. Очень часто человек сознает, как нужно поступить, а когда приходится действовать, он поступает иначе, в особенности в тех случаях, когда нет свидетелей. Антон Семенович рассказывает, как порою кто-то вз воспитанников позволял себе в грязной обуви пройти по натертому до блеска паркету, оставляя на нем следы. Казалось бы, пустяковый случай, но ничто так не возмущало Антона Семеновича, как эти грязные следы. Ведь их, может быть, сделал тот лучший коммунар, который сам требовал от других правильного поведения, и вот, когда он остался наедине,. он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою эстетику и красоту потому, что никто не видел. (4).Макаренко приводит пример, как какой-то молодой человек вытащил девушку из горящего дома и тут же скрылся. Такой поступок, совершенный во имя идеи, правды и долга перед самим собою, является поступком идеальным.Антон Семенович так рассказывает о своих наблюдениях за поведением коммунаров в трамвае.. Вот сидит коммунар. Он меня не видит. Смотрю, в трамвай входит человек, коммунар осторожно сдвинулся с места, чтобы никто не заметил, ушел в сторону... Вот, товарищи, поступок здоровый, красивый поступок. Сделать для себя, ради идеи, принципа - это уже трудно.... (5). Трудно научиться так поступать, и воспитание такой привычки к правильным поступкам тоже очень трудное дело. Трудное, но необходимое. Нельзя прививать правильные представления о том, что нужно делать, не воспитывая привычки так делать. -------------------------------------1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 422. 2. Там же, т. 4, стр. 337.3. Там же, т. 5, стр. 422.4. Там же, стр. 423.5. Там же, стр. 422-423. -------------------------------------В. И. Ленин указывал:. ...достигнутым надо считать только-то, что вошло в культуру, в быт, в привычки. (1). И Макаренко требовал, чтобы. детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек. (2). Единственный путь воспитания привычки к разнообразным солидарным движениям - упражнение в поведении, а. гимнастическим залом для таких упражнений должен быть наш советский коллектив, наполненный такими трапециями и параллельными брусьями, которые нам сейчас нужны. (3).Сравнение воспитания привычки с гимнастикой, которое делает Макаренко, может породить неправильное представление в. механическом. характере тренировки. Но это лишь внешний момент. По существу же Макаренко затрагивает важнейшую идейную сторону советской педагогики, давая ей совершенно правильное марксистское обоснование. Сущность этого обоснования заключается в том, что прежде всего общественное бытие, практика определяют общественное сознание. В этом смысле общественной практике и надо отдать предпочтение. Известно, что и сознание оказывает определенное влияние на бытие. Но влияние это - вторичного порядка.Таким образом, Макаренко лишь переложил на язык педагогики общеизвестное положение Маркса.Между тем и до сих пор есть попытки объявить несостоятельными методические положения Макаренко о воспитании правильного поведения, привычки.Необходимость упражнения в правильном поведении иногда противопоставляют. работе над сознанием., утверждал, что выдвижение на первый план организации жизненной практики детей якобы свидетельствует о забвении первенствующей роли педагога в. работе над сознанием..Порочность такой постановки вопроса станет абсолютно ясной, если проанализировать, как на практике Макаренко осуществлял воспитание привычек. Дело в том, что в. тренировке. правильного поведения воспитанника при условии его жизни и деятельности, как члена коллектива, сознание не устраняется, а наоборот, пробуждается и участвует в воспитании. Именно в этой практической деятельности воспитаннина и происходит самая действенная. работа над сознанием.. И в этом смысле привычка - это продукт сознания, подвергающегося воздействию общественного бытия воспитанника.Творческая мысль педагогического персонала должна. организовать коллектив так, чтобы воспитывались действительные, не воображаемые, а настоящие, реальные качества личности. (4). -------------------------------------1. В. И. Ленин, Соч., т. 33, стр. 446.2. А. С . Макаренко, Соч., т. 5, стр. 280.3. Там же, т. 7, стр. 424.4. Там же, т. 5, стр. 283. -------------------------------------В последние годы своей работы в коммуне Антон Семенович, назначая старшим любого коммунара в любом коллективе, был уверен, что этот коммунар будет блестяще руководить, так как у наго была воспитана привычка к правильным поступкам. И воспитание такой привычки достигалось именно благодаря постоянной тренировке в нравственных поступках, которая приводила к тому, что привычка проявлялась даже тогда, когда не было свидетелей, общественного контроля.Определяя воспитание как упражнение в жизни, как наполнение опыта правильного поведения, Макаренко категорически настаивал на том, что всю методику формирования личности воспитанника необходимо строить на такой тренировке в нравственных поступках. Это не должна быть искусственно созданная. механическая. тренировка, результаты ее вытекают из общественно-полезной деятельности воспитанника в коллективе, в советском обществе, все время направляемой опытной рукой педагога.ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИКогда после одной из лекций Макаренко задали вопрос:. Каковы основные пути воспитания сознательной дисциплины?., он ответил предельно коротко:. Основной путь воспитания дисциплины - это весь воспитательный процесс., а. главные средства воспитания - это хороший коллектив педагогов и хорошо организованный, единый коллектив учеников. (1).В высказываниях Макаренко вопрос о дисциплине разработан глубоко. Он раскрывает как новое понимание дисциплины, так и новые пути ее воспитания. В наше время, указывал Макаренко, дисциплина понимается гораздо шире, чем до революции. В дореволюционном обществе дисциплина была лишь внешним явлением,. в известной мере это был метод властвовании, метод приведения личности к покорности.. Дисциплина представляла собою. кодекс некоторых обязательных положений, которые необходимы для удобства, для порядка, для какого-то благополучия чисто внешнего... Человек недисциплинированным не рассматривался в старом обществе, как человек безнравственный, как человек, нарушающий какую-то общественную мораль. (2). Наоборот,. в старой школе... недисциплинированность часто рассматривалась нами и товарищами, - говорил Макаренко, - как некоторое геройство, как некоторый подвиг., а порою и как. проявление какого-то революционного порядка..Понимание дисциплины как явления внешнего порядка является, по словам Макаренко, самой гибельной ошибкой, какая только может быть в воспитательном учреждении.. В нашем об- ------------------------------------1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 289.2. Там же, стр. 130. ------------------------------------ществе... недисциплинированный человек - это человек, выступающий против общества, и такого человека мы рассматриваем не только с точки зрении внешнего технического удобства, но с точки зрения политической и нравственной. (1). Поэтому и дисциплина в нашем обществе. становится не технической, а обязательно вравргвенной категорией. (2).Абсолютно чуждой является для нашего общества дисциплина, которая сводится только к запретительным нормам. Конечно, в нашем обществе и нашей школе совершенно необходимы нормы, запрещающие неэтичные, грубые, хулиганские поступки. Но дело в том, что это лишь одна сторона советской дисциплины. Вот почему Макаренко называет дисциплину, основ энную только на запретительных нормах, дисциплиной торможения и воздержания, которая всегда будет только формой подавления, всегда будет вызывать сопротивление детского коллектива и ничего не будет воспитывать, кроме протеста и желания скорее выйти из сферы дисциплины.. Дисциплина, выражаемая только в запретительных нормах, - худший вид нравственного воспитания. (3).. Это мораль, утверждающая, чего не нужно делать. (4).При такой дисциплине фактически ничего не требуют от воспитанника, кроме самых примитивных тормозов, необходимых для удобства. Мы добиваемся и то не всегда, чтобы воспитанник вел себя тихо, указывал Макаренко, но мы не ставим перед собою никаких целей положительного дисциплинирования. Такой дисциплиной порядка, говорящей только о том, чего делать нельзя, мы не в праве гордиться. Это не советская дисциплина.. Гордиться можно такой дисциплиной, которая куда-то ведет, чего-то требует от человека, чего-то большего, чем воздержание. (5)..Советская дисциплина - это дисциплина преодоления, дисциплина борьбы и движении вперед, дисциплина стремления к чему-то, борьба за это.... (6).В школе должна быть дисциплина, которая есть. в нашей партии и во всем нашем обществе, дисциплина движения вперед и преодоления препятствий, в особенности таких препятствий, которые заключаются в людях.. (7). В советском обществе дисциплинированным можно назвать такого человека, который не только не опаздывает, выполняет норму, точен и аккуратен в работе, но и творчески относится к труду,. всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение -------------------------------------------1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 131.2. Там же, стр. 336.3. Там же4. Там же, т. 7, стр. 315.5. Там же.6. Там же, т. 5, стр. 281.7. Там же, стр. 336. -------------------------------------------до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности. (1).При такой точке зрения становится ясным, что можно говорить о дисциплине прежде всего как о результате, который проявляется ие только тогда, когда человек выполняет чье-то требование, но и тогда, когда он, оставаясь наедине, поступает правильно. В этом заложено понимание дисциплины как глубоко политического явления, как того, что можно назвать. самочувствием. гражданина Советского Союза.. Поэтому Макаренко подчеркивал, что дисциплина является прежде всего результатом воспитания.Нельзя полагать, что можно добиться дисциплины специальными методами или какими-либо. дисциплинарными мерами.. Дисциплина создается. всей системой воспитания., усилиями всего коллектива и педагогов и самих воспитанников и всеми методами, применяемыми в коллективе, поэтому и нужно под дисциплиной понимать. широкий, общий результат всей воспитательной работы..Дисциплина может быть воспитана. только всей суммой правильных влияний, среди которых самое видное место должны занимать: широкое, политическое воспитание, общее образование, книга, газета, труд, общественная работа и даже такие, как будто второстепенные вещи, как игра, развлечение, отдых. (2).Понимание дисциплины как последнего итога воспитательной работы вытекает из понимания ее как явления политического и нравственного.Развивая свои взгляды на воспитание дисциплины, Макаренко приходит к выводу, что дисциплина при определенных условиях является не только результатом, но одновременно и средствам воспитания. Являясь прежде всего результатом воспитания, говорил Макаренко, дисциплина в дальнейшем уже становится его средством. В коммуне имени Дзержинского железная, строгая, крепкая дисциплина, способная. привести к идиллии., стала в конечном итоге богатейшим средством воспитания. Но создать такую дисциплину не просто, для этого. требуется большое творчество., требуется душа... Это трудное дело еще и потому,- говорил Макаренко, - что здесь успехи достигаются очень медленно, постепенно, почти невозможно заметить движение вперед. Здесь нужно уметь больше видеть впереди, надо уметь видеть больше того, что есть сегодня. (3).В создании такой дисциплины нельзя рассчитывать на одни убеждения и проповеди. Это значит рисковать 50% успеха, рассчитывать на результат чрезвычайно слабый. Воспитание дис- ----------------------------------------1. А. С. Макаренко, Соч. т. 4, стр. 362.2. Там же.3. Там же, т. 5, стр. 260. ----------------------------------------цйплины при помощи убеждений и рассуждений может обратиться только в бесконечные споры.. Тем не менее, - говорил Антон Семенович,- я первый настаиваю, что наша дисциплина в отличие от старой дисциплины, как явление нравственное и политическое, должна сопровождаться сознанием, т. е. полным пониманием того, что такое дисциплина и для чего она нужна. (1). Одним из способов воспитания сознательной дисциплины Макаренко считал раскрытие воспитанникам, как он называл,. теории морали., т. е. теории советского поведения.Макаренко высказывал сожаление, что в наших школах нет предмета. теория морали., но был убежден, что будут созданы специальные разработки для проведения бесед на моральные темы.. Лично мне, - писал Антон Семенович, - самой значительной и требующей срочной разработки представляется та группа тем, которая касается самочувствия гражданина нашего социалистического отечества... Это самочувствие нового гражданина, вот это ощущение новой эпохи, нового общества, новой свободы, нового человечества... в конечном счете есть тот советский патриотизм, который делает наш Союз таким уверенно сильным и уверенно счастливым. (2).Макаренко систематически провощил со своими воспитанниками беседы на моральные темы. Он стремимся прежде всего показать им политическое значение всех теорем и аксиом дисциплины. Это он считая первым пунктом морального теоретического утверждения. В нашей советской действительности очень много самых блестящих примеров для этого, указывал Макаренко.. Наибольшие достижения, самые славные страницы нашей истории связаны с великолепным блеском дисциплины. (3).Не сводя беседы о дисциплине к какому бы то ни было морализированию, нужно раскрыть детям главнейшие элементы логики дисциплины. Прежде всего дисциплина -. форма нашего политического и нравственного благополучия., она должна рассматриваться коллективом как необходимое условие его существования. Прямо, ясно и определенно, нужно объяснить коллективу цель дисциплины. Каждый ученик должен быть убежден, что дисциплина является формой для наилучшего достижения цели коллектива. Если четко и обязательно горячо изложить коллективу, что без дисциплины он своей цели добиться не сможет, то это и будет. первым камнем, положенным в основание определенной теории поступка, т. е. определенной теории морали. (4).Второй пункт морального теоретического утверждения, который должен быть предложен коллективу -. дисциплина ставит каждую отдельную личность, каждого отдельного человека в более
Комментарии
Успей купить!
Лето перед шестым курсом в школе Хогвартс. Беременность Зи. Лето в Джоржии. День рождения Гарри. Невил и Луна нашли и уничтожили диадему Равенкло. День рождения Джини.
Кто же знал, что наша женитьба для Мирона – первый жизненный этап. Второй – развод. А у меня третий этап – возвращение домой, поиск работы. Работу нашла. Да вот случилась беда и неприятность, разрушившая все мои планы на спокойную дальнейшую жизнь. Пришлось спасаться бегством куда судьба заведет. А завела она меня в деревню "Мужичкино". И все бы ничего, жила бы себе припеваючи, но на беду встретилась мне соседка и шепнула на ушко наговор, как привлечь мужа. Что не ...
До конца света осталось совсем немного. Заканчивается древний календарь майя – самый точный из всех, когда-либо созданных человечеством. «Отмечен смертью год!» - поется в магических песнях индейских жрецов, - «Черный зверь выходит из бездны».Дремлющее в мексиканской сельве зло хотят поставить себе на службу некие могущественные силы, соперничающие между собой. Им становиться известно, что гнев жестоких, жаждущих крови, богов имеет материальное воплощение, храняще...
Комментарии отсутствуют
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!