Управление

Вруны в романе Ф.М.Достоевского "Идиот"

Вруны в романе Ф.М.Достоевского «Идиот»

Крот с возмущением спросил:---Кто сказал , что солнце светит!Он обманщик и нахалИ за это он ответит.

Когда обманывал всех подряд,Тому несказанно был рад.А когда меня серьёзно , вдруг , надули,Волосы я рвал на голове,Мне инфарктом все долги вернули.

(Петр Исаченков)

Обидно, что неисправимым врунишкой титулован только один персонаж - Ардалион Александрович Иволгин, генерал в отставке. Обидно за других, не имеющих портретного сходства с вышеупомянутым генералом.

Но, по крайней мере, генерал не удостоился столь желанного для его старшего отпрыска звания «подлого лжеца», впрочем, титул барона Мюнхаузена ему тоже не светит. Вранье генерала неотъемлемая составляющая его воинствующего инфантилизма. В самом деле, истории Иволгина - это что-то из детских хлестаковинок: «таких айфонов только два, один у Дмитрия Медведева, другой у меня, но я его утопил в дельфинарии» или в ретро-интерпретации: «когда я выносил из горящего клуба вожатую 2-ого отряда, очень толстую тетеньку, я совсем не думал, что совершаю подвиг, мне казалось, это нормально - девятилетний мальчик спасает человека, и мне самому было страшновато, я даже не чувствовал ее массы, потом уже, в медкабинете, я почувствовал как у меня болят шея и спина и еще мне страшно хотелось пить, почему я и выпил пять литров газировки за полчаса». Однако, это не банальное детское хвастовство напополам с враньем :»подумаешь, а у меня зато восьмиядерный компьютер», это отшлифованное годами мастерство рассказчика. У генерала есть ответы на все вопросы, все складно и последовательно, слушать его человеку несведущему, пожалуй, даже интересно, но случаются серьезные проколы, как, например, в истеричной сцене с Настасье Филипповной, пришедшей в дом генерала с целью устроить жениху Ганечке что называется проверку на вшивость. Генерал не всегда предусмотрителен и очень самонадеян. С анекдотом из «Индепенс», который генерал рассказал, просто выставив себя главным действующим лицом, преследуя только одну цель - произвести впечатление на понравившуюся ему даму, он промахнулся, недооценив интеллектуальный уровень собеседника. Генерал панически боится быть разоблаченным, в искренней доверчивости князя Мышкина ему мерещится деликатность, то есть то же сострадание. Когда генерал рассказывает князю о том, как был камер-пажом у самого Бонопарта, князь слушает с интересом, хотя уже имеет представление о генерале, как о большом выдумщике и хвастунишке. Знакомство генерала Иволгина с князем начинается сразу с вранья: «Он! Он! Слышу, как повторяют знакомое имя». Минуту назад не врун, но притворщик Фердыщенко, неумело изображая веселого наглеца, осторожно намекнул на то, что генералу тоже лучше не давать денег взаймы. Потому что генерал не возвращает долги. Но так изящно выудить червонец не смог бы даже Остап Бендер. Первым делом, ловко обходя поправки князя на биографию его отца (генерал вначале ошибся с отчеством «своего лучшего друга юности»), потом спекулируя унизительным положением сына Гани: «Он мог бы дослужиться до камер-юнкера!», «У меня в семье трагедия!», а потом , в сцене появления невесты сына, забывая о характеристике , данной Настасье Ф. в разговоре с князем Мышкиным, полностью облачается в маскарадный костюм Скарамуччи, только лютни не хватает в виде эффектного дополнения. После этой истеричной сцены он, не изменяя собственной традиции «прилично нажраться», отправит младшего отпрыска с запиской к князю (Коля, младший сын, на протяжении всего романа будет качественно выполнять работу почтальона), резюмируя выходку Настасьи Филипповны «Я сделал, все что мог», деликатно выклянчит денег на выпивку: «Не найдется ли у вас, конечно, взаимообразно, десяти рублей», возьмет двадцатипятирублевую купюру, пообещав разменять и вернуть сдачу князю, обещания не выполнит, как будто отвлекшись разговором о « походе на Настасью Филипповну». Однако окажется, что в доме Мытовцевой проживает вовсе не Настасья Ф., а Дульсинея генерала - капитанша Терентьева, у которой он, несомненно, иной раз нахлебничает. Хвастовство - верный спутник обмана.

ИВОЛГИН И ЕГО ЖЕНА НИНА.

Любовь не умеющей и не желающей врать Нины к своему супругу уже давно лишена романтической дымки, теперь это бесконечное переживание за оплошности (проколы) во вранье генерала, беспокойства по поводу его уходов из дома к капитанше или в кабак (в других направлениях уже нечего нет, не осталось), это потакание его капризам, в частности к появлению в доме шута Фердыщенко.

ГЕНЕРАЛ ИВОЛГИН, НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА И ФЕРДЫЩЕНКО, «АРЛЕКИН, СЛУГА ДВУХ ГОСПОД» в ТРАГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ,

Автор почти не прописал взаимоотношения генерала Иволгина и его шута.

Фердыщенко сознательно играет роль шута генерала и одновременно Настасьи Филипповны. Генерал фантазирует о себе, как о чуде-ребенке, о герое, спасшем из пожара свою будущую жену, о друге отца князя, о себе как о эпатажном цинике, выбросившим из окна поезда болонку в отместку за то, что ее хозяйка выбросила его сигару, о гостеприимном и богатом хозяине дома, принимающим до восьмиста человек. Коллежский регистратор Фердыщенко, который, видимо, познакомился с генералом в кабаке, поскольку тоже имеет склонность к винопитию, обладая наблюдательностью, которая служила заменой интуиции, понял каков генерал, когда тот начал брать у него деньги в долг. Фердыщенко тоже фантазирует, но иным образом. Он себя в своих фантазиях рисует человеком низменных страстей и низких поступков. Генералу- «герою и вундеркинду» - это очень кстати. Будь Фердыщенко таким как генерал - был бы выгнан из дому на следующий день. Фердыщенко услуживает генералу в своих фантазиях, но не только ему, еще и Настасье Филипповне (сцена с пети-жё). Генерал, вероятно, порицает Фердыщенко и тут же хвалит его за «откровенность». А вот Настасья Филипповна обманула ожидания Фердыщенки, и вместо «Спасибо за искренность» он услышал гневное «Как это грязно!», что сразу сбросило с него маску веселого Арлекина (Труффальдино), он «гневом Елиуя» обращается к присутствующим, где смысл сказанного сводится к тому, что «под блеском - самая грязь!», при этом он смотрит на вылощенного и на удивление выдержанного и спокойного Ивана Петровича Птицына., «и даже лицо его все покривилось», «понял, что зашел слишком далеко». Спрашивается, зачем врал про себя дурное? Об этом чуть позже.

В комедии Карло Гольдони «Арлекин, слуга двух господ» , по мотивам которой написано либретто к оперетте Колкнера и фильм «Труффальдино из Бергамо», из классического неудачника Арлекина автор сделал вполне удачливого слугу, да еще и сумевшего услужить двум господам. Однако прокол с перепутанными вещами господ, живущих в одном отеле, едва не отправил их на тот свет, каждый из них едва не покончил с собой. Флориндо и Беатриче оказались не просто в приятельских отношениях, но еще и влюбленными друг в друга. Но господа влюбленные в комедии дель арте всегда персонажи второго плана, в то время как слуги и шуты - первого. Поэтому не столь важно, кому служил Труффальдино-Арлекин, важно, что едва не прокололся, за чем последовала бы трагическая развязка.

Генерал Иволгин умирает от инсульта за день до назначенного венчания князя и Настасьи Ф. До этого происходит ссора в семье с уличением во лжи, иначе говоря, генерал умирает от стыда. Несколько дней назад после празднования дня рождения князя у хозяина дачи, на которой все это происходило, Лукиана Лебедева, пропадает четыреста рублей. Генерал обставляет все таким образом, что подозрение падает на Фердыщенко. Таким образом, генерал убивает сразу двух зайцев, отводит от себя подозрение и расправляется с некогда сбежавшим от него шутом, который был разоблачен как слуга двух господ в той же самой (чит. Выше) истеричной сцене. Настасья Ф. пришла посмеяться над Ганей, но не обошла и его папеньку. Разоблачив, не проявила ни малейшей деликатности: «Но позвольте, одна и та же история в двух разных частях света!» Фердыщенко вместо того, чтоб выпроводить Настасью Ф. из дома генерала поддержал ее смехом. Но генерал устыдился своего поступка (кражи денег у Лебедева) и незаметно вернул бумажник.

Настасья Филипповна в свой день рождения «растоптав и княжество, и миллионы» сбегает с Рогожиным. Фердыщенко весь вечер подшучивал и смеялся над князем, однако именно он сказал Настасье Ф., что князь возьмет ее замуж. Отсюда презрительное отношение Настасьи Ф. к своему шуту, которого прежде она поощряла «Да меня не то что Ганечка, меня и Фрдыщенко-то не возьмет!» (т.е. Ганя лучше Фердыщенки?), потом обращение с ним как с лакеем «велите подать вина», «поправьте огонь в камине», и ключевая фраза :«А то ведь Фердыщенко-то пальцем станет на тебя показывать! Ты не побоишься, так я, что тебя сгубила!» После этого она сбегает с Рогожиным, формально - «разгуляться», фактически - идет на свою погибель.

Очень косвенным образом, но все же - Арлекин причастен к смерти двух господ. Пряча свою меланхолию (так в прежнее время называли пограничное состоение между неврозом и депрессивным психозом или собственно сам депрессивный психоз) под маской выделанной веселости, шутовства, он судорожно следил за каждым словом, каждым движением князя и Настасьи Ф. Он был влюблен в нее, но побоялся в этом признаться, побоялся сбросить маску.

СТРАХИ И ЛОЖЬ.

Лжи сопуствует чувство страха. В ключевой сцене с пети-жё (конкурс на историю о самом скверном поступке, кстати, неплохо бы устроить на Литсовете(!) лгут косвенным образом (недоговаривают) и генерал Епанчин, и чиновник высокого ранга Тоцкий, не желая участвовать в конкурсе лжет и Иван Петрович Птицын (уходит от ответа). О самом скверном поступке Гани (предал близких, вытерпев издевательства Настасьи Ф., ударил князя по лицу, пожелав ударить сестру, позавидовав смелости и благородству князя) известно многим, он вне игры. Тоцкий боится показаться подлецом, и вместо истории о растлении несовершеннолетней, рассказывает о том, как ловко провел друга юности, отчего у последнего в жизни пошла черная полоса. Генерал Епанчин боится показаться скупердяем, но всем известно, что он вышел из самых низов, поэтому он не нашел ничего интереснее истории своего хамства, обидел умирающую старушку, за то, что та украла его миску, но уже потом, будучи степенным человеком, взял из богодельни на личное содержание двух одиноких старушек. Фердыщенко каким-то образом узнал и о растлении, и о том, что непожелавший играть Птицын не чист на руку, поэтому всем приготовил историю своего низкого и грязного поступка, кражи трех рублей в доме у одной барышни, где подозрение пало на служанку, а он так и не сознался, даже после того, как служанку выгнали. При этом он даже называет имена тех, у кого якобы свистнул трёхрублевую купюру, после чего добавляет, что деньги сразу же прокутил, и никаких угрызений совести не испытывал. Рассказал он так, что все поверили (хорошую школу прошел у генерала Иволгина). Фердыщенко рассчитывал, что в этой «игре на раздевание» все разденутся вслед за ним. Однако страхи побороли совесть. И его страх - вдруг оказаться в глазах окружающих сентиментальным идиотом тоже взял над ним верх.

Итак, лжецы в романе «Идиот» - это большая часть персонажей.

Фантазер-хвастун Ардалион Иволгин, ко всему прочему - пьяница, пускающий пыль в глаза врун Тоцкий, притворщик Фердыщенко, истерик и меланхолик, оттого и притворщик, далее - молчун Птицын, попрошайка и мошенник Лебедев, трус и предатель Келлер (больше всего на свете он боится, что его назовут трусом), скупердяй Епанчин. Не врал только князь.

29.05.12 12:53
468

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

31.05.12 17:56

Мить, я просто упиваюсь твоей искрометной статьей.
Вспоминаю нашу учительницу русского языка, которая вбивала нам в головы, - мне не нужны ваши дурные мысли. Критика (объемный том) с одобренными для переванивания неокрепшими умами,. Апроприэйтэт артикалс меморандумами) -ваша лучшая подруга.
Оч понравилось, рада тебе.

Категорицки привецтвую, Кэт, взаимно рад! Спасибо:) В совдепе просто существовало неизменное мерило ценностей, в том числе и относительно литературы, четкое, как по прямой деление персонажей на хороших и плохих. Федор Палыч Карамазов - однозначно "плохой", а сынок, промотавший наследство "папа, денег дай" - "хороший". Врун - значит "плохой") С Раскольниковым до сих пор заминка.Лично мне и его жалко, и бабушку-процентщицу)

30.05.12 07:12

Автору всё же следует уточнить.
И для себя.
И для других.
Ложь и враньё - это по-сути, разное.

Разное, как красное и алое. Оттенки разные. Я о врунах-врунишках, включая и лжецов. Не цепляйтесь к словам, улавливайте суть.) Врать - грубо-просторечное от "лгать".