• Главная
  • Блоги
  • О необходимости защиты прав авторов литературных сайтов  

О необходимости защиты прав авторов литературных сайтов  

О необходимости защиты прав авторов литературных сайтов  

25 лет российского Интернета               
 

Когда-то судьба российского интернета, а значит и литературы в интернете,  представлялась неопределённой: «А вот по поводу предполагаемой функции сетературы мне сложно что-либо сказать. Тем более, русскоязычной сетературы. Ведь достоянием масс в России, к величайшему сожалению, Интернет станет еще не скоро. Если вообще когда-либо станет...»[1] Это цитата из виртуальной дискуссии, возникшей в процессе первого интерактивного конкурса Арт-Тенета 1997.

Теперь, четверть века спустя, можно   сказать, что сомнения были  напрасными.  Интернет стал «достоянием масс»,  и сегодня в виртуальное пространство имеют доступ все желающие. В том числе и люди, увлечённые литературой,  как читатели, так и  сочинители, как опытные, так и начинающие,  - все они могут размещать в сети свои авторские тексты. Давайте посмотрим, что же из этого вышло?

Возможности публикации  в Интернете авторских текстов
 

По закону рынка – спрос определяет предложение. Есть желающие размещать – значит, найдутся и желающие им помочь это сделать. То есть, разработчики разнообразных «писательских» или «литературных»  «сайтов со свободной публикацией».  То есть, профильных порталов, где любой может зарегистрироваться как автор, создать аккаунт и личную страницу, на которой с помощью специального технического функционала можно опубликовать своё произведение и представить его читателю.

Также можно опубликовать своё произведение  в соцсетях. Например, в «Одноклассниках».  

Особенности положения авторов литературного контента  в соцсетях
 

Следует отметить важное  отличие специализированных сайтов от социальных сетей: соцсети изначально себя  позиционируют всего лишь  как площадки для общения. Без претензий на большее.  Их функции сугубо коммуникативные. Конкретно: представить своим пользователям место на сервере для размещения идентификационной информации и функционал для общения с другими пользователями сети, как то  -  возможность писать  личные сообщения, комментарии, общаться в чате  и т.д. 

Безусловно, что по желанию пользователи соцсетей легко могут размещать у себя на странице (на «стене») персональный авторский контент: фотографии, аудио- и видеозаписи, литературные произведения.  Но соцсеть для общения не позиционирует себя как специализированный ресурс для  публикации и хранения подобного контента, следовательно,  её  профильная репутация никаким образом не зависит от  наличия или отсутствия таких материалов.  

То есть, являясь  специфическим средством связи  (как телефон), коммуникативная соцсеть  не  претендует  на роль виртуального литредактора, издателя, пиар-менеджера  или библиотеки. Всякий уникальный авторский контент,  представленный в рамках такого проекта, - контент автономный, т.к. он не участвует в формировании общего содержания и определении  имиджа проекта.

Литературные произведения пользователей соцсетей не входят в формирование содержания представляемых рубрик и не являются решающим  фактором для определения тематической направленности сайта. 

Из чего можно сделать вывод, что пользователи, размещающие авторский материал в соцсетях, конечно, являются авторами собственных произведений, но при этом они не являются со-авторами  соцсети, в которой они публикуются. 

Особенности положения авторов литературного контента  на литературных порталах
  

«Литературные» ресурсы  – позиционируют свой контент как контент «литературный», то есть, имеющий определённую культурную ценность. Это положение  и должно стать определяющим фактором. Из которого вытекают следующие заключения:

1.    Литературные ресурсы (сайты, порталы) по определению без литконтента  существовать  не могут, поскольку «литресурс» без литературного авторского контента  - это  не литературный ресурс, а обыкновенная  (неспециализированная) социальная сеть для  межличностных коммуникаций. То есть, литературный авторский контент для литературного ресурса – необходимая его составляющая.

2.    Все пользователи литературных ресурсов, создающие литературный контент,  автоматически становятся не только авторами собственных уникальных публикаций, но и со-авторами проекта, так как  все  сообщения и тексты, публикуемые ими на таком ресурсе, автоматически включаются в общую концепцию сайта (регистрируются в базе «литературных произведений» или «комментариев к литературным произведениям») и являются весьма значимым фактором для подтверждения  тематической направленности ресурса.  

3.    Роль пользователя литературного ресурса,  выступающего в качестве автора, оказывает влияние  на судьбу и развитие проекта в значительно большей степени, чем роль пользователя обыкновенной коммуникативной соцсети. Так, для пользователя,  ещё не имеющего регистрации на сайте, факт наличия в  фондах литературного сайта страницы известного ему автора может стать ключевым аргументом в пользу принятия решения читать именно этот сайт или даже открыть свой  аккаунт на этом ресурсе. 

 

Активность  автора литературного сайта в Интернете и его репутация в литкругах заметно влияют на актуализацию и релевантность сайтовских ссылок в позициях поисковиков. Кроме того, информация о ресурсе распространяется методом «сарафанного радио».  Таким образом, малые порталы-публикаторы используют пользовательские интеллектуальные ресурсы (авторские права, репутацию, общественные связи)  в коммерческих целях, подразумевая выгоду в виде рекламного продвижения, расширения аудитории  и  монетизации. Что  только подтверждает необходимость утверждения  автора литературного портала в статусе «соавтора Проекта», исходя из чего и следует формировать положения сотрудничества авторов с руководством портала при заключении договора-оферты. 

О плачевном положении дел в настоящее время
 

Об уровнях ценности и степени качества публикуемых  на литературных сайтах произведений   и про то, что здесь возможен крайне широкий диапазон  дифференциации ( «Интернет, скорее Комиссионка планетарного масштаба. Груды мелочей, барахла, грязи и... несомненно важной и полезной информации»[2]) –  разговор отдельный. 

Главное: позиционирование разработчиками и владельцем своего  проекта  в преамбуле как сайт «литературный со свободной публикацией» следует рассматривать как оферту, подразумевающую принятие определённых обязательств перед пользователями-авторами (т.е. со-авторами) ресурса.  Это означает, прежде всего, уважение к авторскому праву:  не изменять, не искажать (в том числе путём изменения контекста), и тем более не уничтожать авторский контент без согласия соавтора,  и ни под каким предлогом не блокировать доступ к его редактированию  (если таковое предусмотрено возможностями общего  функционала). 

Но что же происходит на литературных сайтах в настоящий момент, и для чего  вообще понадобилась эта статья?

Отметим, что о порталах-миллионниках, таких, как, например Стихи.ру и Проза.ру речь в данной статье не идёт. Она  касается проблем сайтов относительно  «маленьких», частных, зачастую не имеющих в своём штате  профессиональной административной команды – редакторов, модераторов и службы техподдержки. Всеми означенными функциями занимается  в основном владелец, назначив себе «помощников» из числа доверенных пользователей, при этом не особо  заморачиваясь на их профпригодности и компетентности. Главные критерии отбора: 1) чтобы были лояльны к «хозяину» 2) чтобы были согласны работать бесплатно (или за условное вознаграждение в виде баллов или каких-то привилегий на сайте).  («Ну как не порадеть родному человечку?»).  По сути - та же коррупция, вид сбоку. 

Экономические причины такого управленческого  решения «коту понятны»: экономика должна быть экономной. Но каковы последствия? 

Во-первых, подобное  отношение к «подбору кадров» неизбежно  приводит к тому, что  сайт, позиционирующий себя как  «литературный», то есть, заведомо  настраивающий пользователей и читателей на определённый уровень ожиданий,  превращается  явление  совершенно «антилитературное». То, что называют «виртуальной помойкой» или «болотом». Злачным виртуальным местом,  в котором, к сожалению, совершенно десятилетиями  прозябают сотни талантливых, но малоизвестных авторов, заслуживающих лучшей участи. 

Смешная женщина


Позвольте вас чуток позабавить некоторыми примерами с одного частного сайта.

Сначала несколько слов о самом сайте: создан портал  в 2008 году двумя молодыми людьми, -  программистом и дизайнером, нашедшими друг друга на проекте фрилансеров, - которые и являются его теперешними владельцами. На сегодняшний день на проекте состоялось около 35 000 регистраций. По словам владельцев, проект имеет высокий трафик, что подтверждается реакцией поисковиков: во всех поисковиках  по ключевым запросам их сайт занимает  ведущие позиции.   Несмотря на высокий трафик, читателей у рядовых активных авторов (то есть, авторов, которые  покупают у владельцев  рекламу) мало. Тем не менее, гордые  владельцы называют свой ресурс  не просто «литературным порталом», но даже и «литературным домом».

Вот образцы стишков, которыми переполнен  их литературный форум:

У двуличия бенефис -
презентует себя по полной...
Но не впишутся в чистый лист
прошлой грязи дурные волны.

Стишками такого рода  форум этого сайта  усеян, как праздничный песок сахарной пудрой.  Всё это ежедневно в большом количестве презентуется в главной ленте и вводит здравомыслящих людей в ступор,  - ведь наличие такого соседства отнюдь не красит виртуальную репутацию, да и на состояние духа влияет угнетающе. Однако, остановить яростную писаку (автор - женщина)  никто не решается, поскольку хозяин сайта известил свой народ, что данная женщина ему почему-то особенно дорога, и тем, кто с нею вздумает «биться» - то есть критиковать её бездарные вирши  - обеспечен «бан от 10 до 150 суток».

Кстати, забавный нюанс:   на данном портале сия «писучая» женщина имеет статус «пресс-секретаря портала» и «кнопку модератора», то есть, представляет «лицо сайта», а  свои стишки дама называет «мягкой сатирой» и посвящает их всем, кто по каким-то причинам вдруг впал в её немилость. 

Разумеется, про эту «смешную тётю», позорящую ресурс своей негативной графоманщиной, которую ни остановить,  ни критиковать нельзя,  люди, регистрирующиеся на портале, узнают не сразу, а по мере внедрения в сообщество портала. Узнав про это  чудо и, не дай бог, столкнувшись с его деятельностью, авторы пытаются как-то решить этот «вопрос» через обращение к «администрации». Но в процессе переписки выясняется, что «администрация» - это «владелец» и есть, и своё слово насчёт этой чудилы он уже молвил. 

«А если не нравится – идите на другой ресурс, литсайтов в сети много»…

В общем, грустный, но типичный пример, как владельцы сайтов, заявивших о себе как «литературные», используют преимущества своего положения, чтобы представить административную власть своим не имеющим  ни  литературного таланта, ни здравого смысла, но  любимым тётям, дядям, женщинам, бабушкам, друзьям и котам… 

Ну а авторам – большинству – придётся смириться с этой  их причудой, ибо они уже «поселились» на ресурсе, разместив свои произведения, обзаведясь друзьями и подписчиками, (то есть,  вступили в отношения «соавторства») и не всякий готов «протестного де-марша» ради пожертвовать всеми своими достижениями на портале.  

Любая борьба бесполезна.  Не нравится – терпи или уходи. Ибо ресурс – «частная собственность», а ты на нём «в гостях». Будешь дальше «биться» - ограничим функционал, а то и вовсе закроем аккаунт или  пресечем доступ на сайт. В общем,  «насильно мил не будешь» - это не про нас. Нравится- не нравится – люби нашу красавицу. 

О каком тут уважении к авторским правам и со-авторству может быть речь? Да уважают ли здесь саму литературу?

И имеет ли  право называться литературным сайт, где  настолько цинично  относятся к литераторам? Ведь очевидно же, что литераторов  на такие сайты привлекают исключительно с целью получения трафика:   графоманы вроде этого «пресс-секретаря» будут их провоцировать и пачкать их репутацию, они – пытаться  отбиться или оправдаться, вот вам и движуха, чёрт побери. 

Вместо презентации  текстов, знакомства с другими авторами, общения с читателями, обсуждения вопросов, связанных с литературной деятельностью – бесконечный троллинг от человека, приближённого к администрации и  безуспешные поиски «справедливости», - вот что получают наивные авторы, клюнувшие на  приманку: вывеску  «литературный дом».

Владельцы  сайта
 

Владелец  «литературного дома», где  «царствует» эта «смешная женщина», - (нам удалось с ним поговорить), -    о мере собственной  ответственности перед российской культурой и не догадывается, и не задумывается.  Ему глубоко плевать, что выдвижение на первый план текстов примитивного уровня оказывает деструктивное влияние на формирование литературного вкуса народных масс. Что назначение на литературном ресурсе на  представительскую и руководящую должность  человека некомпетентного  и невежественного оказывает  негативное влияние на развитие не только проекта, но и литературной среды в целом. Что бессмысленный форумный троллинг  от лица администрации отвлекает профессиональных литераторов от творческого и профессионального роста. Что несправедливые обиды повергают иных в отчаяние и отнимают много душевных сил…

- Для меня все равны, я вообще никого не читаю принципиально, - говорит владелец о своих авторах.

Не менее интересная беседа получилась и со вторым «владельцем».  На вопрос, что станется  с их  «литературными проектами потом, в далёком будущем, предприниматель простодушно улыбаясь ответил: 

- Ничего! Случись что со мной, или  я вдруг передумаю,  и они просто перестанут существовать.

- А как же  творческое наследие ваших авторов? Ведь там есть очень хорошие поэты, и есть те, которые не подстраховываются хранением текстов на локальных носителях…

- А что тут сделаешь?.. Да и какая нам разница?

- А как же обязательства перед авторами?!

- А нет никаких обязательств.

Вот так вот: всю жизнь ты работал, писал, совершенствовался,  складывал свои творения в интернете на сервере вроде бы как серьёзного литературного ресурса. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»..  И вдруг в один момент всё превращается в пшик и твои следы как корова языком слизала. Будто и не было тебя никогда! 

Отметим, что, если верить информации, представляемой разработчиками, данный сайт курируется Союзом Писателей России и  входит в список «социально значимых информационных ресурсов»[3].

Ахиллесова пята
 

Итак, главная проблема современной сетературы: практически абсолютная незащищённость литературного творческого  наследия современных авторов от произвола владельцев частных сайтов, которым они доверили свои тексты на хранение.  

Проблема проистекает из того, что владельцы сайтов, позиционируемых  как  «литературные» не всегда осознают, с чем имеют дело. Им кажется, что они – «простые предприниматели»,  «зарабатывающие на свой кусок хлеба с икрой».  А что  объективно они являются не только  «предпринимателями», но и хранителями создаваемых современниками культурных и духовных  ценностей, кои по определению являются достоянием Российского государства и народа России, -  для них не очевидно. В законах об этом не написано. А самим  додумываться до этой глобальной очевидности – желания нет. Меньше знаешь, крепче спишь. 

Из чего следует, что государство должно пересмотреть существующую на сегодняшний день  систему лицензирования «литературных сайтов»,  и внести в неё существенные изменения и поправки  насчет персональной ответственности «владельцев» таких ресурсов за сохранность  доверенных им авторских материалов и соответствие порядка взаимодействия с авторами своих сайтом нормам Российского законодательства (в том числе, нормам Авторского Права РФ).  

Светлана Ломакина, поэт, выпускница Литературного Института, член Союза Писателей Северной Америки

 

 


 
[1] Дискуссия о сетературе 1997-98 гг. (netslova.ru)

 
[2] Там же
[3] Приказ Минкомсвязи России № 148 «О проведении эксперимента об оказании гражданам на безвозмездной основе услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации для использования социально значимых информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ( https://digital.gov.ru/ru/documents/7146/ )

78
2
0
78
2
0

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

10.05.24 21:48

А как с этим обстоят дела в Северной-то Америке?

Ничего об этом не знаю, могу просветить только по России по этой части)
СПСА - это союз российских авторов. Просто, название такое. Красивое))))

Успей купить!
Присоединяйтесь
к нам в соцсетях