Аннушка уже пролила масло

28 августа 2024 Книги
Аннушка уже пролила масло

Все, конечно, помнят ту самую Аннушку, которая «уже пролила масло», вследствие чего под трамвай попал председатель правления МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз.

Да, конечно, «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова!

 

Исследователи считают, что прототипом этой женщины является соседка Булгакова, проживавшая с ним и его первой женой в одном доме.

В первой редакции романа Аннушка фигурирует под именем «Пелагеюшка». На вопрос Ивана, почему заседание Всемиописа, где должен председательствовать Берлиоз, не состоится, «неизвестный» отвечает: «— Потому, — ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в тускневшее небо, в котором чертили бесшумно птицы, — что Аннушка уже купила постное масло, и не только купила его, но даже и разлила. Заседание не состоится». В одном из черновиков третьей редакции она появляется под именем Аннушка Басина и представлена как «известная в квартире под именем стервы». Выдвигались предположения, что источником её имени может являться отсылка к известному московскому трамваю «А», получившему в народе прозвище «Аннушка». Его маршрут был запущен в 1911 году и пользовался популярностью среди москвичей.

Возможно, это сыграло роль в выборе имени. Другие исследователи намекают, что здесь есть намёк на Анну Каренину, которая таки попала под поезд, то есть здесь есть параллель – рельсы, смерть. Но опять-таки очень сомнительно.

По воспоминаниям писателя Владимира Лёвшина, «Аннушка из 34-й квартиры» была соседкой Булгаковых, проживавших с 1921 по 1924 год в доме № 10 на Большой Садовой (Булгаковский дом), по коммунальной квартире.

Отвлекусь. Владимир Лёвшин – тот самый писатель, который написал книги из серии «Приключения Нулика». Очень интересные книги для детей, начинающих изучать арифметику, алгебру и геометрию: «Три дня в Карликании», «Чёрная Маска из Аль-Джебры», «Фрегат Капитана Единицы». Также он автор книги по информатике для детей: «Магистр Рассеянных Наук» и других. Вернёмся к воспоминаниям этого талантливого писателя. «Прототипом этого персонажа была Анна Павловна Горячева. Она послужила прообразом нескольких героинь писателя («Сухонькая женщина, прозванная Чумой, «мелькавшая ежедневно то с бидоном, то с сумкой», постоянно тревожит его [Булгакова] воображение. Появление её всегда знаменует начало неприятностей»). Упоминания об антипатичном характере Горячевой имеются также в воспоминаниях близких Булгакова. Кроме того, в его дневнике имеется запись от 29 октября 1923 года, посвящённая ей: «Сегодня впервые затопили. Я весь вечер потратил на замазывание окон. Первая топка ознаменовалась тем, что знаменитая Аннушка оставила на ночь окно в кухне настежь открытым. Я положительно не знаю, что делать со сволочью, которая населяет эту квартиру».

Также в Википедии вы можете найти указание на то, что Аннушка – аналог первосвященника, чьё имя было «Анна». Там дескать Анна был виновен в гибели Христа, тут Анна – виновна в гибели Берлиоза.

Натянутая мысль, я с ней не согласен категорически. Разве что в качестве каламбура?

Давайте разберёмся. Разве первосвященник Анна единолично виновен в гибели Христа? Ничуть не бывало! Он отнюдь не главный виновник. И вот вам ещё более убийственный аргумент: да неужели же можно предположить, что Берлиоз мог быть какой-то параллелью с Христом? Ни при каких обстоятельствах! Он скорее антипод. Он отрицал существование Христа.

Вообще я бы остерегался грести всех людей с именем Анна для раскрытия этого персонажа. Особенно – мужчин. Что ж, давайте сюда приплетём ещё и Анну Болейн, и Анну Австрийскую, и Анну де Бейль (Миледи из «Трёх мушкетёров» Александра Дюма)!

Опять-таки в Википедии мы находим следующую информацию:

«У Булгакова есть несколько героинь с именем Аннушка, и появление этих персонажей знаменует появление конфликтов или чрезвычайных происшествий. По этому поводу советский и российский журналист, филолог, литератор Фима Жиганец писал: «Не буду давать характеристику каждого из персонажей, которые именуются у Булгакова Аннами. Но замечу, что большинство из них явно объединены одной общей чертой: их имя непременно связано с несчастьем. Не всегда со смертью, но с несчастьем — совершенно точно».

И далее.

«Российский булгаковед Е. А. Яблоков также останавливается на символике образа героинь произведений писателя, носящих имя Анна. По его наблюдению, в творчестве классика они представлены множество раз и даже, возможно, чаще других героинь. Литературовед пришёл к следующему выводу: «Из этих героинь одни выступают в качестве объектов соблазна для «демонических» персонажей, другие, напротив, сами воплощают агрессивное, «ведьмовское» начало».

Для полноты картины процитируем и такое мнение из Википедии: «Кроме автобиографического подтекста возможно и другое толкование происхождения булгаковского персонажа. Так, Жиганец заметил, что на воровском жаргоне слово «Анна» означало в 1920-е годы и позже — «смерть». Кроме того, выражение «взять на Аннушку» обозначало угрозу убийством».

Вот это кажется лишь косвенно интересным, скорее совпадением, нежели причиной для выбора имени.

Всё же вернёмся к факту, что у автора была соседка Аннушка, которую он воспринимал как наказанье божье, от которой весьма утомился, которую уже фактически трактовал как обобщённое явление, причём, одно из характерных явлений, порождённых разрухой, гражданской войной и всем тем, что он явным образом отторгал, что наиболее явственно прослеживается в произведении «Собачье сердце».

В рассказе «Спиритический сеанс» встречается «Дура Ксюха». Хозяева развлекаются спиритическим сеансом, выставив Ксюху вон. Они взывают к духу императора Наполеона и спрашивают его, сколько ещё времени будут править большевики. Поскольку хозяин квартиры, который жульничает в этом развлечении, явно не сочувствует большевикам, то дух якобы отвечает, что три месяца. Одна из присутствующих радуется: «Слава Богу! Я их так ненавижу!»

Ксюха всё слышит и её распирает. Ей надо выговориться. Она идёт к Маше из нижней квартиры и говорит ей о том, что услышала, да и сама додумывает попутно: «Лампы потушили, чтобы я, значит, не видела… Хи-хи!.. И записывают… Большевикам, говорят, крышка… Инпиратор… Хи! Хи!»

Мимо проходит матросик, который, похоже, служит в ЧК или очень сочувствует. Он услышал то, что надо. Проследил, в какую квартиру вернулась «Дура Ксюха». Далее в эту квартиру приходят чекисты. Участникам спиритического сеанса дали срок от недели (квартирантам) до полутора месяцев (хозяину квартиры).

Отметим, что хозяин квартиры в принципе не против коммунистов, о чём мы узнали в самом начале рассказа. Ксюха обращается к хозяйке квартиры на «ты». Хозяйка делает ей выговор. Пришедшего гостя она называет «Какой-то мужик». Как видите, она неправильно говорит «император», вообще она тёмная, любопытная, болтливая, беспечная. Хозяин говорит про неё: «Я вот думаю свобода там… Коммунизм. Помилуйте! Как можно мечтать о коммунизме, когда кругом такие Ксюхи» Мужик… Хе-хе» Вы уж извините, ради бога».

Здесь хозяин квартиры удивительно напоминает профессора Преображенского. Жильцы всего лишь любопытствовали, но в отрывочных фразах «Дуры Ксюхи» можно усмотреть заговор. Поскольку «Инпиратор» - это может быть речь о восстановлении монархии. А слова «Большевикам крышка» можно истолковать не как прогноз, а как угроза того, что случится в результате этого заговора. В результате обычные недовольные обыватели превращаются в заговорщиков. По вине «Дуры Ксюхи».

Несомненно, что Булгаков Ксюхе не сочувствует, он считает её вредным явлением окружающей его действительности, и говорит о Ксюхах во множественном числе. «Кругом такие Ксюхи».

В рассказе «№13. – Дом Эльмит-Рабкомунна» такая же нелепая необразованная Пыляева Аннушка становится причиной того, что шикарный дом на 75 квартир сгорает дотла, да ещё и гибнет множество ни в чём неповинных людей. До этого несколько людей самых разных ступеней иерархии тщетно стараются спасти дом от возможности пожара. Всех жильцов предупреждают, что в таком доме печное отопление ставить нельзя. Смотритель заботится о том, чтобы водяное отопление не прекращалось, когда мазут заканчивается, а денег на него не выделяют, он тратит на него собственные сбережения, понимая, что если трубы перемёрзнут и полопаются, то восстановление будет дороже, и дому может прийти конец. Он предупреждает всех, чтобы ни в коем случае не устанавливали печи. Но в доме ведь живёт Аннушка! Булгаков называет её «бич дома». Она ругает всех и решает затопить у себя печку. «Права такого нет, не дозволять!» - кричит она. Смотритель снова говорит, что топить нельзя, и угрожает, что выселит Аннушку в 24 часа, если она ослушается. Но Аннушка установила буржуйку, затопила её дощечками, вырванными из паркета, и при этом использовала вентиляционную тягу вместо дымохода. А тяга была обита изнутри войлоком, чтобы ветер не свистел, и для тепла, по-видимому. Это же не дымоход! Это вентиляционная тяга! Но эту разницу Аннушке не понять, она тёмная, глупая, настырная. Упрямство и глупость – вот что характеризует таких вот Аннушек.

Наслаждалась теплом Аннушка недолго. Загорелся дом, сгорел дотла. Булгаков описывает несколько смертей ни в чём не повинных людей – бабка, мальчик Ванюшка, трое пожарных… «И тут уже ад. Чистый ад». «Жаркий оранжевый зверь». Вот во что превратился чудесный дом!

«На зверя смотрела и Пыляева Аннушка. С заглушенными вздохами и стонами бежала она тихими снежными переулками, и лицо у неё от сажи и слёз как у ведьмы было.

То шептала чепуху какую-то: 

- Засудят… Засудят, головушка горькая…

То всхлипывала».

Слово «Засудят» очень показательное. Оно ведь означает осуждение, вроде бы, невиновного человека. Безусловно, Аннушка считает себя невиновной. И это в наибольшей степени вызывает гнев автора. А далее он даже не имеет сил гневаться, поскольку подобная Аннушка невосприимчива ни к какому гневу, осуждению, тем более к поучению. Она лишь называет себя «головушка горькая», то есть человеком, на чью долю выпадает несчастье. Выпадает! Не сама она виновата, а судьба такая её горькая!

И, наконец, «пришло к ней тупое успокоение, а главное, в голове в первый раз в жизни просветлело. Остановилась, чтобы отдышаться, ткнулась она на ступеньку, села. И слёзы высохли.

Подперла голову и отчётливо помыслила в первый раз в жизни так: «Люди мы тёмные. Тёмные люди. Учить нас надо, дураков…»

Отдышавшись, поднялась, пошла уже медленно, на зверя не оглядываясь, только всё по лицу размазывала сажу, носом шмыгала».

Вот такая Аннушка. Впервые светлая мысль – о том, что она дура, и что её учить надо. За всю жизнь первая светлая мысль. Ценой гибели многих людей, ещё больше остались зимой без крова, ценой гибели дома.

Очевидно, что Булгаков ненавидел таких вот Аннушек, и это уже второй рассказ про такую вот «Дуру Аннушку».

В первом рассказе назвал он её Ксюхой, чтобы не сразу было понятно, что картина списана с натуры. Но по сути это та же Аннушка.

Ещё много раз он будет возвращаться к теме беспросветной дуры Аннушки.

Вы ведь не упустили из виду, что он назвал её ведьмой?

В таких вот Аннушках и в Шариковых Булгаков видит беспросветную темноту, дремучесть, глупость, упрямство, наглость.

Теперь обратимся к рассказу «Самогонное озеро». Там снова появляется Аннушка. Рассказ про неадекватные буйства под действием алкоголя.

Есть там ещё и в пару ей некая Павловна. Она бьёт своего сына Шурку.

 

ЦИТАТА

«Шурку она имеет право бить, потому что это её Шурка. И пусть я заведу себе «своих Шурок» и ем их с кашей. «Я, Павловна, если вы ещё раз ударите Шурку по голове, подам на вас в суд, и вы будете сидеть год за истязание ребёнка», - помогало плохо. Павловна грозилась. Что она подаст «заявку» в правление, чтобы меня выселили. «Ежели кому не нравится, пусть идёт туда, где образованные».

 

КОНЕЦ ЦИТАТЫ

 

Пьют в этой квартире все, кроме семьи рассказчика. И пьют самогон, который гонят тут же. Когда один из потребителей этого зелья напился настолько, что, озлобленный на недолив, сдал в милицию самогонщицу, на следующий день сам же удивлялся, как это милиция пронюхала про неё. Но ничего, совсем недалеко они нашли других поставщиков зелья. Алкоголиков много, но Аннушка достала автора и в этом рассказе сильнее прочих.

Но именно Аннушка доконала автора, рассказывающего этот рассказ от первого лица, тем, что стала в восемь часов вечера танцевать танец под громкую музыку. Супруга рассказчика сказала: «Больше я не могу. Сделай, что хочешь, но вы должны уехать отсюда».

 

Хочу процитировать примечание к этому рассказу из сборника «Иван Васильевич», С.-Пб., 2004, Азбука-Классика. Комментарии В.И. Лосева. Приводится выписка из дневника Булгакова, имеющая отношение к Аннушке.

«Сегодня впервые затопили. Я весь вечер потратил на замазывание окон. Первая топка ознаменовалась тем, что знаменитая Аннушка оставила окно в кухне настежь открытым. Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру».

Обращаю внимание на термин «знаменитая Аннушка».

То, что Аннушка была не единственной, подтверждает, что Булгаков сетует на то, что его затопили жильцы сверху: «У меня в комнате в течение ночи под сочельник и в сочельник шёл с потолка дождь». Аннушка проживала не выше, а в той же квартире, что и Булгаков, но в другой комнате.

В квартире Булгакова в основном жили рабочие. Из воспоминаний Т. Н. Лаппа: «А на той стороне коридора, напротив, жила такая Горячева Аннушка. У неё был сын и она всё время его била, а он орал. И вообще, там невообразимо что творилось. Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: «Спасите! Помогите!» Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит – они закрываются на ключ и сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели…»

Вот такая Аннушка. Алкоголичка, приходящая в состояние буйства под действием алкоголя обязательно.

 

 

Ещё Аннушка появляется в пьесе «Блаженство», но не сама, а в разговорах между Буншей и инженером Рейном. Напомню, что эта пьеса – первый вариант пьесы «Иван Васильевич», известной по фильму Леонида Гайдая. Имя Аннушки в этом случае не звучит, её называют «мадам Подрезкова», но зато все её характерные признаки налицо.

 

ЦИТАТА

 

«Бунша. Вам надо лекцию прочитать. А то мадам Подрезкова в четырнадцатой квартире уже говорила, что вы такой аппарат строите, чтоб на нём из-под советской власти улететь. А это знаете… И вы погибнете, и я с вами…

Рейн. Это поразительно! Какая же сволочь это говорила?

Бунша. Виноват, это моя племянница.

Рейн. Почему эти чертовы ведьмы болтают чепуху? Я знаю, это вы – старый зуда, шляетесь по всему дому, подсматриваете, а потом доносы пишете!»

 

КОНЕЦ ЦИТАТЫ

 

В другом, самом первом черновом варианте, где фамилия инженера Бондерор, эту соседку ещё звали Авдотья Гавриловна, и там диалог ещё более резкий.

 

ЦИТАТА

 

«Бунша. Вот вам надо лекцию прочитать. А то Авдотья Гавриловна из четырнадцатой квартиры говорила, что вы такой аэроплан строите, что на нём можно из-под советской власти улететь.

Бондерер. Верно. Вообразите, верно! А не могу постичь, каким способом эта дура Авдотья Гавриловна узнала!

Бунша. Извините, она совсем не дура. Это моя племянница.

Бондерор. Ах, это не важно. Ну, словом, она говорит совершенно правильно. И поверьте мне, что, если только мне удастся добиться этой чёртовой тайны, я действительно улечу.

Бунша. Я вынужден сейчас же по долгу службы эти слова записать и о них заявить в отделение. И я погибну из-за вас, и весь дом.

Бондерор. Какая каналья посмела вмешиваться в мою работу?.. Каким образом эти чертовы ведьмы Авдотьи Гавриловны знают? Это вы, старый зуда, шляетесь по всем квартирам, подсматриваете, пишете доносы!»

 

КОНЕЦ ЦИТАТЫ

 

Инженер здесь очень груб, и ненавидит советскую власть. Конечно, Булгаков передал это в финальной версии.

 

И вот вам неожиданность! Авдотья Гавриловна превратилась в супругу Бунши в финальной версии, в пьесе «Иван Васильевич»

 

ЦИТАТА

 

«Бунша. Я умоляю вас, Николай Иванович, вы насчёт своей машины заявите. Её зарегистрировать надо, а то во флигеле дамы уже говорят, что вы такой аппарат строите, чтобы на нём из-под советской власти улететь. А это, знаете… и вы погибнете, и я с вами за компанию.

Тимофеев. Какая же сволочь эту ерунду говорила?

Бунша. Я извиняюсь, это моя жена Ульяна Андреевна говорила.

Тимофеев. Виноват! Почему эти ведьмы болтают чепуху? Я знаю, что не дамы, это вы виноваты. Вы, старый зуда, слоняетесь по всему дому, подглядываете, ябедничаете и, главное, врёте!»

 

КОНЕЦ ЦИТАТЫ

 

Аннушка у Булгакова постоянно сравнивалась с ведьмой. Супруга Бунши – тоже! Вот ещё один фрагмент, когда её так характеризует Иван Грозный и с ним соглашается Шпак. Сначала Ульяна принимает Ивана Грозного за своего мужа и говорит: «Нет, вы поглядите на голубчика!.. Он же пьян, он на ногах не стоит!» Царь отвечает на вопрос Бунши.

 

ЦИТАТА

 

«Ульяна. Очнись, разбойник! Попрут тебя с должности.

Иоанн. Э, да ты ведьма! (Берёт у Ульяны селёдки и выбрасывает их в переднюю.

Ульяна. Караул!

Иоанн. (Вооружается посохом). Ох, поучу я тебя сейчас!

Ульяна. Помогите! Муж интеллигентную женщину бьёт!.. (Убегает через парадный ход).

 

Шпак потрясён.

 

Шпак. Иван Васильевич, вы успокойтесь… ну, выпил нервный мужчина… я вполне понимаю… Однако, я не знал, что вы такой!.. Я думал, что вы тихий… и, признаться, у неё под башмаком… а вы – орёл!..

Иоанн. Ведьма!..

Шпак. Откровенно говоря, да. Вы правы. Это даже хорошо, что вы её так. Вы с ней построже. Я к вам по дельцу, Иван Васильевич».

 

КОНЕЦ ЦИТАТЫ.

 

Иоанн дважды называет Ульяну ведьмой, и Шпак с ним соглашается. Разве это – не наша всё та же Аннушка?

 

Аннушка встречается и в пьесе «Адам и Ева». В качестве прислуги. Она никак не может выйти замуж.

 

ЦИТАТА

 

«Аня. … Всё мерзавцы попадаются. … И пьёт и сукин сын.

Ева. Пьёт?

Аня. Сидит в подштанниках, в синем пенсне, читает «Графа Монте-Кристо» и пьёт с Кубиком».

 

КОНЕЦ ЦИТАТЫ

 

Там же Булгаков опять высказывает свою мысль о том, что окружающий его народ не годится для коммунизма:

 

ЦИТАТА

 

«Ефросимов. Я об одном сожалею, что при этой сцене не присутствовало советское правительство. Чтобы я показал ему, с каким материалом оно собирается построить бесклассовое общество!..»

 

КОНЕЦ ЦИТАТЫ

 

 

44
0
0
44
0
0

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Комментарии отсутствуют

К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!

Успей купить!
Присоединяйтесь
к нам в соцсетях