Два слова о термине. Слово произошло от греч. synopsis (ударение на 1-й слог) - в переводе "обозрение". В нашем случае означает последовательное изложение событий, хроника; сводное, суммарное изложение чего-либо.
Русское словесное ударение: синОпсис (ударение на 2-й слог).
Итак, синопсис. Это, наверное, один из самых больных вопросов для начинающего автора. Писать синопсис поначалу действительно сложно, потому что, несмотря на все прочитанные и услышанные рекомендации, автор все равно не понимает, зачем это нужно, соответственно пишет совсем не о том, о чем стоило бы.
Запомните: синопсис нужен, чтобы редактор, работающий с вашим текстом, мог за пару минут оценить как сюжет, так и ваше умение излагать мысли. Четкого стандарта или единого шаблона нет, поэтому некоторые вещи можно не указывать, а что-то, наоборот, добавить. Но не забывайте, что именно по синопсису будут судить, имеет ли смысл работать с вашим текстом и будет ли он продаваться, поэтому уделите синопсису самое пристальное внимание.
Для начала укажите две важные вещи:
1) Место действия – описывается кратко, одним-двумя предложениями, чтобы обозначить пространство, в котором пребывают ваши герои.
Например, место действия - фантастический мир, населенный как людьми, так и нечеловеческими расами.
Или: место действия - Земля, 2121 год, мир переживает второе десятилетие после глобальной катастрофы, в которой выжили только мутанты.
2) Главные герои – перечислите нескольких (не более 4-5, а лучше 2-3) сюжетообразующих героев, которые помогут вам раскрыть идею книги. Каждому герою дайте очень краткую (в 1-2 предложения) характеристику, чтобы редактор увидел, с кем вы работаете.
Например: главная героиня – девушка 20 лет, только что получившая диплом боевого мага. Веселая, отзывчивая, боится змей и пауков. Главный герой – мужчина 40 лет, оборотень из паучьего клана, маг, наставник героини, недоверчивый, неразговорчивый…
Имена героев можно указать здесь же, в скобках, тогда дальше не понадобится повторяться. А можно ввести имена и по ходу собственно синопсиса. В ряде случаев, если у вас получится, можете вообще их не указывать – это не так важно.
В принципе, можно и не выделять вышеуказанные моменты отдельными пунктами, но так намного легче. Вам не придется объяснять или вдаваться в описания дальше, мучительно гадая, как все это гармонично уместить на 2-х страницах. Вступление – это помощь не только редактору, но и вам, потому что позволит взяться за собственно синопсис уже с готовой основой в виде краткого описания мира и героев.
Дальше идет описание сюжета. Здесь вы должны коротко и последовательно изложить ключевые точки вашего сюжета. А именно, дать завязку, развитие, кульминацию и финал на одной-двух страницах. На практике это выглядит примерно так: кто, куда и зачем пошел, какие трудности при этом преодолел, и что из этого вышло.
Несколько советов:
*Пишите в настоящем времени, как бы рассказывая о вашей книге внимательному слушателю.
*Старайтесь не отступать от сюжета книги. О чем вы написали там, должно прозвучать и в синопсисе.
*Избегайте многословия, не увлекайтесь деталями. Все должно быть предельно строго и лаконично, только самое главное, никакой воды. Учитывайте: синопсис не столько художественный, сколько технический документ, который должен помочь вам продать издательству книгу.
*Требуемый объем синопсиса обычно указан на сайте издательства. Как правило, это 1-2 страницы 12-м шрифтом (Word, Times New Roman). На сайте ЭКСМО рекомендованный объем – порядке 2000 знаков. Но если синопсис будет размеров в 2010 знаков, ругать вас никто не станет.
*Главная сюжетная линия должна быть прописана очень четко. Если в вашей книге параллельно развиваются несколько сюжетов, то упоминайте только те, без которых ваш синопсис не может обойтись. И снова повторяю – будьте кратки и предельно четко выражайте свои мысли. Редактор должен понять суть вашей задумки, и ему малоинтересно, поженятся или нет второстепенные герои, и уже тем более ему не нужно подробное описание свадьбы.
*Интрига в синопсисе НЕ НУЖНА. Нужно описать конкретные действия, конкретные события, и такую же конкретную концовку, чтобы редактору было все понятно. Концовка в стиле «ну а что из этого вышло, вы узнаете в следующей книге» не подойдет. Вы должны раскрыть замысел до конца, причем сделать это максимально коротко и ясно, иначе синопсис вместе с рукописью улетят в мусорную корзину.
*Обязательно покажите синопсис бета-ридерам или корректору. Учтите их замечания: стопроцентная гарантия, что будут вопросы вроде: «А мы не поняли... Кто? Куда? Почему? Что он там делал?» Постарайтесь сделать так, чтобы у редактора таких вопросов не возникло.
*Ни один второстепенный персонаж не упоминается в синопсисе по имени (если вообще упоминается). «Сосед», «темный маг», «метаморф»...
*После правки перечитайте синопсис несколько раз, исправьте ошибки и прикиньте: а если бы вы не были автором текста, то вам бы захотелось прочитать такую книгу целиком? Если нет - то редактор тем более этого не сделает.
И - раз уж зашел разговор - оставляю здесь один из своих синопсисов для книги, которая была успешно издана в 2018г в серии "Романтическая фантастика". К слову, это был последний синопсис, который мне пришлось делать для издательств, и в настоящее время с меня, слава богу, их уже не требуют.
Синопсис к роману «Любовь не выбирают»
Место действия: фантастический мир, в котором правят мать-богиня (источник энергии Жизни, покровительница верхнего мира, населенного людьми) и бог-отец – источник энергии Смерти, покровитель нижнего мира, где обитает раса подземных жителей – моранов.
Мораны – живые «сосуды» для энергии Смерти, так же, как белые ведьмы – жрицы богини, носители энергии Жизни.
Главные герои:
Нора – верховная жрица матери-богини. Осторожная, рассудительная, недоверчивая.
Таалу – повелитель моранов, в теле которого сосредоточена энергия Смерти. Находиться рядом с Таалу небезопасно, а его касание смертельно для любого живого существа.
__________________
Когда для Таалу приходит время обзавестись супругой, в подземном мире объявляется конкурс невест. Но чтобы победительница пережила свадебный обряд, владыке необходимо благословение богини и эликсир, сварить который способна лишь белая ведьма.
Беда в том, что ведьмы не могут долго обходиться без света, поэтому по доброй воле не спускаются в подземелья. И моранам ничего не остается, как похитить несколько жриц в надежде, что одна из них поможет.
Нора, отправившись на поиски пропавших сестер, но вместо этого очутившись во дворце Таалу, оказывается перед нелегким выбором. Скрепя сердце она соглашается помочь повелителю моранов и узнает, что энергия Смерти в Таалу нестабильна, и владыка вынужден жениться лишь для того, чтобы передать часть своих сил наследнику. Если свадьба не состоится в ближайшее время, он не сумеет удержать контроль над энергией разрушения, и это приведет к катастрофе не только в подземелье, но и в верхнем мире.
При этом для обоих героев оказывается неожиданностью, что сила Норы уравновешивает энергию Таалу, благодаря чему моран и ведьма могут нормально общаться. Для истосковавшегося по обществу морану ее дар – благословение бога-отца, и он использует любую возможность, чтобы увидеться с Норой. А Нора, в свою очередь, убеждается, что, несмотря на огромную силу, владыка сумел остаться порядочным мужчиной, который, к тому же, безумно устал от одиночества.
Вспыхнувшее между ними чувство взаимно и закономерно, но вскоре жрице открывается еще одна правда о моране: рядом с ним все-таки можно жить, но для этого придется пожертвовать семьей и друзьями. Покинуть храм и навсегда поселиться в подземелье, а это – слишком высокая цена, которую верховная жрица не может себе позволить, и о которой моран не смеет просить, зная, что без солнечного света Нора погибнет.
Будучи не в силах найти выход из ситуации, каждый из героев в итоге решает пожертвовать собственными чувствами на благо своих миров. Однако когда свадебный обряд идет наперекосяк, и жизнь владыки оказывается на волоске, Нора понимает, что ради спасения Таалу готова заплатить любую цену, включая ту, которую может потребовать явившаяся за мораном Смерть.
К счастью для нее, Смерть требует от брачующихся только одну плату – искренность. Она всеми способами испытывает чувства ведьмы и морана на прочность, однако Нора и Таалу с честью проходят это испытание и в результате получают не только благословение, но и подсказку. Благодаря которой в подземном мире вскоре появится долгожданный наследник, а храм богини не только сохранит верховную ведьму, но и обретет еще одну маленькую жрицу.
Самые частые ошибки, допускаемые при написании синопсиса
1). Излишнее многословие, неумение отделить важное от второстепенного и сплошное перечисление действий, большинство из которых не требуется для оценки вашего произведения.
Смысл синопсиса в том, чтобы максимально коротко описать то, то размазано в тексте на целый роман, дать редактору самую суть, опустив второстепенные детали. Эмоциональный фон героев, описание обстановки, диалоги - это все лишнее.
По сути, каждая ваша глава должна уложиться в одно предложение. Попробуйте для начала этот способ удаления лишнего. Сделайте краткую выжимку, определите, что в вашей главе важнее всего, ради чего она была написана и что такого ценного произошло с героем, что об этом стоит упомянуть.
Если ничего ценного в главе нет, то она пустая. Просто вода, которая читателю не нужна. А вот если вы-таки отыщете смысловое зерно, то вам станет ясно, что оставить, а что можно вырезать. 20-25 глав на роман, 20-25 предложений для синопсиса... вот вам еще один ориентир по объему.
2). Излишне сухой текст. Да, выше мы говорили о том, что синопсис - это больше технический документ, поэтому лаконичный и сухой текст не является ошибкой. Но будет гораздо лучше, если вы покажете редактору свое умение владеть словом и превратите обычный синопсис в связный, читабельный рассказ. Чем интереснее он будет, тем больше шансов, что редактор заинтересуется вашей рукописью.
3). Остерегайтесь подделок) у молодых авторов частенько велик соблазн заказать синпсис у более опытного коллеги. Это быстро, просто, сравнительно недорого. НО если поддельный синопсис будет прекрасен, а ваша книга на его фоне окажется слишком бледной, то в глазах редактора вы будете выглядеть намного хуже, чем если бы предоставили честный синопсис, пусть даже и корявый.
Поверьте, никто с первого раза не делает качественый синопсис. Приходится по многу раз его писать и переписывать, править и резать лишнее, даже тем авторам, кто уже издавался. Порой нужно написать с десяток этих проклятущих синопсисов, чтобы наконец-то понять, где ты ошибался.
Как и везде, автор должен самостоятельно набираться опыта и ставить себе шишки, потому что только так достигается результат. Поэтому пробуйте, спрашивайте, проверяйте, правьте... и - удачи вам на вашем творческом пути!
Комментарии
Сортировать по
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!