Дублирую информацию для начинающих авторов по поводу того, как начать издаваться и как правильно предложить редактору рукопись на рассмотрение.
Эта статья уже была опубликована на Продамане и на АТ, но решила дать ответы и здесь. Может, кому-то пригодятся.
Сразу оговорюсь – информация дана для художественной литературы, аудитория – взрослые.
ИТАК, С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Мы рассматриваем ситуацию, когда книга уже написана, прошла через корректора и готова быть представлена на рассмотрение.
1. Озаботьтесь удобным для редактора форматом.
*Файл присылайте в формате Word, шрифт Times New Roman, размер 10-12-14, выравнивание по ширине.
*Выделяйте абзацы. Для этого в редакторе Word есть специальный набор инструментов.
*Нумерация страниц обязательна. Где именно будут стоять номера страниц (сверху/снизу/по центру или с краю), не имеет значения.
*В верхнем колонтитуле на всякий случай продублируйте свое имя/литературный псевдоним и адрес электронной почты – на случай, если ваше письмо затеряется, и редактору было проще отыскать нужный контакт.
*На первом листе документа должно быть указано название вашего произведения, аннотация. Если произведение входит в серию/цикл, то нужно указать название серии/цикла и порядковый номер книги в серии. Здесь же можно указать объем произведения – в авторских листах (1 а.л. = 40 000 знаков с пробелами по счетчику Word).
*Где найти пресловутый счетчик Word? Открываете файл, внизу страницы находите строку со статистикой. Видите надпись "Слов... из...", тыкаете туда, и зрите перед собой окно с полной статистикой по файлу. Ищите строку "Знаков с пробелами" - это и есть нужная вам цифра. Чтобы подсчитать количество авторских листов, просто делите увиденную цифру на 40 000.
*Не мудрите с заголовками. Не надо искать сложные или красивые шрифты, выделать заголовки аршинными буквами, загромождать текст всевозможными рисунками/картинками и прочими излишествами. Редактору это только мешает.
* Разбивка на главы должна быть. Главы могут нумероваться (1,2,3…), иметь собственное название (например, «Глава о том, как не нужно писать аннотацию»), а могут иметь и то, и другое. Это – на усмотрение автора. Чтобы облегчить себе и редактору поиск по главам, лично я пользуюсь в Word функцией «Закладка» (меню «Вставка»), это значительно упрощает работу с текстом и позволяет не рыскать по всему документу в поисках нужного абзаца.
2. Не поленитесь перед отправкой еще раз проверить рукопись на предмет ошибок. Или найдите того, кто поможет вам с правкой. На каждой пропущенной запятой редактор, разумеется, акцентировать внимание не станет, но если в вашем тексте будет слишком много грамматических и орфографических ошибок, впечатление о рукописи потеряет несколько важных баллов. Конечно, если текст будет очень хорош, вам простят даже это, но рисковать все равно не стоит.
КУДА ОТПРАВЛЯТЬ РУКОПИСЬ?
Для начала нужно определиться с издательством. Тут – сугубо ваш выбор, который должен быть обусловлен тематикой произведения и той целевой аудиторией, для которой вы его написали. Детская литература, твердая фантастика, классическое фэнтези, «женское» фэнтези, современный любовный роман, беллетристика… жанров и поджанров очень много, и каждое издательство работает в своей, давно устоявшейся и стабильно приносящей доход нише.
Привожу для примера самые крупные российские издательства, но список этим отнюдь не ограничивается!
1. ИЗДАТЕЛЬСТВО АЛЬФА-КНИГА (http://www.armada.ru/). Серии, которые открыты в настоящее время для российского автора:
-Фантастический боевик;
-Магия фэнтези;
-Юмористическое фэнтези;
-Фантастический любовный роман;
-Фантастическая история (проще говоря, альтернативная история и все, что с ней связано);
Краткое пояснение к сериям и требования к рукописям читайте тут: http://www.armada.ru/sotr.htm
Дополнение: в настоящее время издательство проходит реорганизацию, прием рукописей может быть затруднен или остановлен.
2. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЭКСМО (https://eksmo.ru/) - входит в состав книжного холдинга ЭКСМО-АСТ-АСТРЕЛЬ, в настоящее время лидер на книжном рынке, работает с огромным количеством серий, ознакомиться с которыми можно здесь: https://eksmo.ru/series/
Наиболее популярные серии в жанре фантастика:
Преимущественно женское фэнтези – Колдовские миры (новое оформление, редактор Мария Руднева: https://t.me/ulyss_books), Академия магии, Young Adult, Охотники за мирами…
Преимущественно мужская фантастика – Наши там, Новый фантастический боевик, Русская фантастика, Абсолютное оружие (как общая, так и именные подсерии), Героическая фантастика, Война.Штрафбат.Они сражались за родину., В вихре времен, Библиотека военных приключений…
Требования к рукописям в издательстве ЭКСМО: https://eksmo.ru/izdat-knigu/
Контакты: https://eksmo.ru/publishers/contacts/.
На рассмотрение рукопись также можно отправить через форму обратной связи непосредственно на сайте издательства: https://eksmo.ru/authors/form.php .
Но напрямую редактору все же надежнее.
3. ИЗДАТЕЛЬСТВО АСТ (http://ast.ru/) - входит в состав книжного холдинга ЭКСМО-АСТ-АСТРЕЛЬ, в настоящее время один из лидеров на книжном рынке.
Руководство издательства: http://ast.ru/izdatelstvo/leader/
Редакции:
- Corpus
- Lingua
- NeoClassic
- Mainstream
- Аванта
- Времена
- Жанры
- Кладезь
- ОГИЗ
- Прайм
- Малыш
- Образовательные проекты
- Редакция Елены Шубиной
- ИД «Ленинград»
Краткая информация по редакциям доступна тут: http://ast.ru/izdatelstvo/
В жанре фантастика/фэнтези работают редакции: Жанры (открыта для сотрудничества, редактор – Сергеева Мария Сергеевна), ИД «Ленинград» (в настоящее время работают преимущественно со «своими» авторами, новичков приглашают сами), Mainstream (открыта для сотрудничества, Телеграм-канал: https://t.me/ast_mainstream )
Серии книг редакции Жанры: https://prodaman.ru/Zhiltsova/blog/Serii-romfanta-AST---razyasnenie
Серии книг редакции Mainstream: https://www.livelib.ru/publisher/38337/series-mainstream
Серии книг редакции ИД "Ленинград": http://ast.ru/izdatelstvo/leningrad/.
Контакты и требования для приема рукописей в издательстве АСТ: http://ast.ru/newauthors/
4. ИЗДАТЕЛЬСТВО АСТРЕЛЬ (http://www.astrel-spb.ru/) - входит в состав книжного холдинга ЭКСМО-АСТ-АСТРЕЛЬ.
Основные направления работы:
* Детская литература
* Современная проза
* Фантастика
* Криминальная проза
Главный редактор – Александр Александрович Прокопович (aprocopovich@yandex.ru)
Редакции издательства: http://www.astrel-spb.ru/redaktsii.html
Рукописи для рассмотрения издательство просит присылать на адрес: rg@astrel.spb.ru.
Контакты издательства: http://www.astrel-spb.ru/kontakty.html
5. Также в настоящее время работают с "художкой" издательство "Феникс" (ТГ: https://t.me/atamashkin , издательство "Миф" (ТГ: https://t.me/mifproza), "Компас-Гид" (ТГ: https://t.me/KOMPASGID) , "Эксмо. Freedom" — импринт издательства «Эксмо» ( https://t.me/eksmofreedom) и некоторые другие. Правда, сама я с ними не работаю, поэтому прямых контактов у меня нет.
6. Печать по требованию - Издательство "Автограф", издательство "Т8: Ruram!. Удобны как для переиздания, так и для "первички" небольшим тиражом.
КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ ПИСЬМО В ИЗДАТЕЛЬСТВО?
Тоже немаловажный вопрос. С редактором общайтесь корректно (это представитель вашего потенциального работодателя, ему принимать решение, печатать вас или нет), старайтесь писать по существу и будьте вежливы. Редактор ничего вам не должен, и он – профессионал своего дела, поэтому если у него возникли к вам какие-то вопросы – постарайтесь ответить на них максимально грамотно, четко и корректно.
Итак. Пишем письмо.
В графе «Кому» указываем адрес электронной почты редактора.
Повторяем для ясности:
Главный редактор издательства АЛЬФА-КНИГА – Владимир Николаевич Маршавин (mvn@armada.ru).
Главный редактор издательства АСТРЕЛЬ – Александр Александрович Прокопович (aprocopovich@yandex.ru)
Главный редактор редакции Жанры (АСТ) – Мария Сергеевна Сергеева (zhanry@ast.ru)
Главный редактор редакции Mainstream (АСТ) – Сергей Тишков (mainstream@ast.ru)
Главный редактор редакции ИД ЛЕНИНГРАД (АСТ) – Татьяна Пересыпкина (эл.почты не даю, потому что в открытом доступе она не указана, при необходимости редактор связывается с авторами сама)
В графе «Тема письма» пишем: Рукопись на рассмотрение.
В теле письма пишем (образец):
«Здравствуйте, уважаемый редактор!
Позвольте представить Вам на рассмотрение мою рукопись («Название»). Книга является первой частью цикла/серии («Название»), цикл/серия закончен(-а), ознакомительные фрагменты находятся на сайте (название, прямая ссылка на интернет-ресурс).
Жанр: (желательно дать информацию так, чтобы редактору было понятно, для какой серии подходит ваша книга – например, романтическое фэнтези / классическое фэнтези /юмористическое фэнтези; если произведение объединяет несколько жанров, то укажите основные детали – например: юмористическое фэнтези, романтическое фэнтези, обучение в магической академии).
Объем в а.л. (желательно).
Обязательно укажите аннотацию к произведению.
Информацию о себе можете давать, можете не давать. Если вы пишете редактору в первый раз, то желательно указать предыдущие публикации, если они есть. Можно также дать ссылки на ваш официальный сайт или популярный ресурс, где вы наиболее известны. Но не загромождайте письмо лишней информацией. Ваши награды, участие или победы в литературных конкурсах редактора не интересуют. Если ему понадобится ваш телефон или адрес, он сам об этом напишет, когда спросит данные для договора.
С уважением, … (указываем свои настоящие имя и фамилию, чтобы редактор знал, как к вам обращаться; если пишете под псевдонимом, то в скобках укажите и его, чтобы не возникло путаницы)»
Во вложении к письму прикладывается файл с текстом (если объем большой, то заархивировать его в формате ZIP) и синопсис (обязательно).
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБЪЕМ РУКОПИСИ? ЧТО ТАКОЕ АВТОРСКИЙ ЛИСТ?
Информация по этой теме подробно изложена тут (сайт издательства ЭКСМО): https://eksmo.ru/izdat-knigu/images/avtorskiy_list.jpg
Средний объем для художественной литературы в России (детскую литературу не берем) – 10-15 а.л.
На Западе требования выше, средний объем 20-22 а.л.
ЧТО ТАКОЕ СИНОПСИС И КАК ЕГО ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ?
Отдельная статья на эту тему здесь:
https://litsovet.ru/blogs/1195-chto-takoe-sinopsis-i-kak-ego-pravilno-napisat
МОЖНО ЛИ ОТПРАВИТЬ РУКОПИСЬ СРАЗУ В НЕСКОЛЬКО ИЗДАТЕЛЬСТВ?
Можно. И нужно. Конкуренция на рынке – нормальное явление, поэтому отправка рукописи нескольким редакторам может повысить шансы на издание.
Но есть несколько моментов.
1) Не отправляйте одно письмо нескольким адресатам за один присест. Как правило, увидев в графе «Кому» имена своих прямых конкурентов, редактор закрывает письмо, не читая. Безусловно, все редакторы в курсе, что авторы рассылают рукописи в 2-3 издательства одновременно, но лишний раз подчеркивать это не стоит. Поэтому каждому редактору – отдельное письмо. Только так.
2) Если вам сообщили, что рукопись приняли к изданию в одном издательстве, будьте добры написать редакторам других издательств (если вы им ее отправляли), что рукопись будет издана в другом месте.
СКОЛЬКО ЖДАТЬ ОТВЕТА?
Средние сроки рассмотрения рукописи примерно одинаковы во всех издательствах и редакциях – это 1-3 месяца. В издательстве ЭКСМО – от 6 месяцев, поэтому заранее наберитесь терпения. Как говорит Александр Прокопович, самая главная задача автора – это ждать: ответа от издательства, ждать договора, обложки, бумажной книги, электронки, гонорара… абсолютно верное замечание, так что привыкайте и не торопите события.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОТВЕТ ОТ РЕДАКТОРА ДОЛГО НЕ ПРИХОДИТ?
Разумеется, написать редактору письмо и спросить о судьбе своей рукописи.
Письма нередко теряются, авторы забываются (особенно малоизвестные и неизвестные), к тому же в каждом издательстве существует очередность рассмотрения: в первую очередь рассматриваются рукописи ТОП-овых авторов, затем – авторов-середнячков, победителей в конкурсах или участников курсов писательского мастерства, где призом было приоритетное рассмотрение рукописей (в ЭКСМО – вроде постоянное, в Астрель – в течение года после окончания курсов). Авторы-новички, само собой, идут в самом конце, поэтому ничего удивительного, если кого-то из них пропустят.
Есть и еще нюанс – быть может, заархивированный файл с вашим текстом у редактора просто не открылся. Проблема в программе, в самом файле… не имеет значения. У редактора и так много работы, поэтому писать вам и сообщать о неполадке он не станет, а ваше письмо просто-напросто отправится в корзину.
Исходя из вышеизложенного, общая рекомендация такая: если вы не получили от редактора письмо, подтверждающее, что ваш текст увидели и приняли на рассмотрение, то через 2 недели напишите сами и спросите, дошла ли рукопись. Если она не дошла/потерялась/забылась, то пришлите файл повторно, предварительно уточнив (при большом объеме текста), надо ли его архивировать и какой программой лучше воспользоваться. Если же рукопись принята к рассмотрению, то все в порядке, ждите. При этом если в течение последующего месяца после подтверждения вы не получили ответа от редактора, то напишите снова – поинтересуйтесь судьбой своей книги. Редакторы не видят в этом ничего плохого и охотно признают, что в запарке могут про кого-то позабыть. Так что не стесняйтесь, напоминайте, только не перегните палку.
Если вы получили неопределенный ответ («рукопись пока на рассмотрении» или "рукопись в очереди на рассмотрение"), то ждите еще 1 месяц, а потом напишите снова. И еще через месяц, и еще… пока вам не надоест, или пока вы не поймете, что ловить тут нечего.
Имейте в виду: большинство редакторов не любят писать категоричное «нет». Бывает также, что рукопись попалась «серенькая»; не совсем слабая, надежда ее продать есть, но в данный момент времени ее некуда приткнуть; или есть более качественные тексты, но их немного, и редактор предполагает, что в скором времени ему придется затыкать дыру в плане. Тогда вашу рукопись могут оставить «про запас». Если повезет, она закроет ту самую «дыру», когда та все-таки образуется, и даже при посредственном качестве текста вас все-таки издадут.
Кстати, в каждом издательстве есть так называемые «черные списки» - перечень довольно слабых, но ОЧЕНЬ настойчиво пишущих редакторам авторов, чьи рукописи не были приняты к изданию. Особенно авторов, которые терроризируют редакторов каждый божий день, интересуясь, когда же будет принято решение по изданию, или после отказа засыпают редактора гневными письмами, требуя объяснений, угрожая (да, говорят, и такое бывает)… словом, неадекваты, с которыми издательство вряд ли когда-нибудь будет сотрудничать.
Помните: редакторы – люди с большим опытом, все они когда-то издавались (а многие и сейчас продолжают издаваться) поэтому плохие и хорошие тексты видят сразу. Для этого не нужно даже читать рукопись до конца – достаточно синопсиса и пары-тройки страниц. А иногда только синопсиса, потому что, если он откровенно плох, то вполне вероятно, что до рассмотрения собственно текста дело вообще не дойдет.
Конечно, бывают спорные случаи. К примеру, когда рукопись написана хорошо, но - не для той аудитории, с которой работает данное издательство. Или другая ситуация – у редактора нет серии, в которой можно было бы издать ваш текст. Бывает так, что прекрасная женская сентиментальная проза написана мужчиной и, наоборот, фантастический боевик – женщиной. Мы все с вами такое видели, но привилегия «прыгать» по разным сериям принадлежит известным мэтрам с большими тиражами. В случае, если автор малоизвестен, издательство, скорее всего, не будет рисковать, потому что мужчины-любители боевиков вряд ли купят книгу, написанную автором-женщиной, а любительницы женских романов вряд ли поверят, что незнакомый широкой общественности автор-мужчина смог написать хорошую мелодраму.
Если же ваша книга ОЧЕНЬ хороша, но по каким-то причинам не подходит издательству, то тогда редактору придется поломать голову и задуматься о создании новой серии (маловероятно, конечно, но возможно), чтобы не упустить выгоду, а автору, быть может, придется для этого сменить или взять псевдоним.
ЕСЛИ МНЕ ОТКАЗАЛИ ОДИН РАЗ, ИМЕЕТ ЛИ СМЫСЛ ОТПРАВЛЯТЬ В ТО ЖЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ДРУГУЮ РУКОПИСЬ?
Да, имеет. Как правило, с каждой новой книгой автор совершенствуется, набирается опыта, растет в профессиональном плане. Если вы не попали в черный список, то ваши последующие рукописи будут рассматриваться точно так же, как и первая. На общих основаниях. И нередко бывает, что новая книга без проблем уходит в печать. Однако, если и вторая, и десятая, и двадцать пятая книги оказываются очень слабыми, в них не видно никакого прогресса, а вы все шлете и шлете редактору свои нетленки, то будьте готовы, что вам вообще перестанут отвечать. И в черный список таки да, вы наверняка попадете.
СТОИТ ЛИ ПРИСЫЛАТЬ НА РАССМОТРЕНИЕ РАССКАЗЫ?
Как правило, большинство издателей не принимают к рассмотрению ни отдельные рассказы, ни сборники – сейчас на них нет спроса. Как вариант, возможны межавторские сборники. Или же ваш рассказ может быть включен в качестве дополнения к основной книге. Разумеется, если рассказ и книга тематически связаны.
СТОИТ ЛИ ПРИСЫЛАТЬ НА РАССМОТРЕНИЕ СТИХИ/СБОРНИКИ СТИХОВ?
Как правило, нет. Стихи не дают хороших продаж, поэтому издатели от них отказываются. Исключение – признанные классики жанра, которые до сих пор неплохо переиздаются.
У МЕНЯ ЕСТЬ ЗНАКОМЫЙ ХУДОЖНИК/Я САМ НЕПЛОХО РИСУЮ. СТОИТ ЛИ ПРИСЫЛАТЬ РЕДАКТОРУ ИЛЛЮСТРАЦИИ К РУКОПИСИ?
Вы можете сообщить о наличии иллюстрации к книге или упомянуть о своем желании готовить их самостоятельно. Как вариант, после одобрения рукописи в печать, можно прислать уже готовые иллюстрации. Лет десять назад редакторы не очень активно принимали иллюстрации со стороны, сейчас все проще, в некоторых издательствах это даже привествуется, особенно что касается внутренних иллюстраций. Но решение все равно будет принимать редактор, поэтому будьте готовы к отказу.
Ну и в заключении хочу сказать: дорогие коллеги, не забывайте, что редакторы – тоже люди. И у них тоже есть праздники и выходные. Не надо отправлять тексты на рассмотрение в канун Нового года, майских праздников, рано утром в воскресенье и надеяться, что вопрос с изданием вот так сразу решится.
Под Новый год у всех и везде дикая запарка, а в субботу и воскресенье люди отдыхают и занимаются своими делами. В издательстве, разумеется, все так же, как везде, поэтому 99,9% гарантии, что отправленная вечером 31-го декабря рукопись зависнет на почте редактора, как минимум, до середины января. А после этого, чтобы ее найти, редактору придется сперва перелопатить гору поздравлений от коллег/начальства/друзей, разгрести кучу спама, который нападал в почтовый ящик за праздники, потом выудить из-под них кипу писем от других таких же неопытных авторов, как вы…
Как думаете, он будет этим заниматься?
Поэтому будьте благоразумны и пишите редакторам в будни. Желательно, в рабочее время, которое у них точно такое же, как у большинства из нас. Не ждите, что ответ придет мгновенно. Всегда будьте предельно вежливы и корректны. С пониманием отнеситесь к задержкам. И не затягивайте с ответом редактору сами – то, как вы общаетесь с деловым партнером, всегда отражается на отношении и к вам, и к вашим текстам.
Желаю всем успехов, изданий и творческого роста!
Комментарии
Сортировать по
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!