• Главная
  • Блоги
  • Конкурс нового боевого романа. Первые впечатления и советы авторам

Конкурс нового боевого романа. Первые впечатления и советы авторам

Конкурс нового боевого романа. Первые впечатления и советы авторам

Итак. Закончился отборочный тур, жюри приступило к оценке ваших синопсисов и представленных на рассмотрение ознакомительных отрывков. 
Работы очень разные, встречаются тексты с весьма необычными и сложными идеями - есть где разгуляться)
Хотелось бы обратить внимание авторов на несколько важных моментов - у тех, кто пройдет в финал, еще есть время исправить недочеты перед финальным вердиктом.  

1. Тема. Все-таки тема конкурса – боевой роман. Допускаются разные жанры, поэтому среди отборочных работ встречаются романы несколько не по теме. Но с учетом пожеланий от организаторов хорошо написанные работы из числа тех, где боевка даже в синопсисе не угадывается, лично я в финал пропустила, хотя победителями они, скорее всего, не станут.

Отдельно оговорюсь – неправильно указанный жанр – это скверная идея для конкурса и вообще по жизни. Если вы заявляете, что пишете темное фэнтези, а в романе нет ни одной темной расы, ни темной магии, ни некромантов/черных магов, ни нежити, ни демонов, ни прочих атрибутов темного фэнтези, а вместо этого в тексте сплошные розовые пони и любовь-морковь в центре внимания, то читатель будет недоволен. А обманутый читатель – это вредный, разочарованный и мстительный читатель. Вернуть его расположение вам вряд ли удастся, поэтому готовьтесь к тому, что на вас повесят ярлык «подлый врун» и ославят на весь тырнет, не особенно стесняясь в выражениях.


2. Обложки. Абсолютное большинство авторов озаботилось приемлемой обложкой. Это хорошо. Обратите внимание на то, как обложка встала на страницу – если она перекорежена, лучше ее поменять или  подогнать по размеру. Людей встречают по одежке, а книгу по обложке… лучше не портить первое впечатление о книге. Как выбрать хорошую обложку? Если вы серьезно настроены на коммерцию,  но не знаете, с чего начать, то полистайте книги известных авторов вашего жанра, ознакомьтесь с понятиями «продающая обложка», «канон» в вашем жанре и уже тогда выбирайте обложку.


3. Синопсисы. По синопсисам я давала примерную схему и отдельно делала упор на краткость. Из присланных синопсисов видно, что многие авторы этой схемой воспользовались. Структура у таких синопсисов есть, но они в большинстве своем все равно излишне детализированы и многословны. Это не хорошо и не плохо. Просто показатель того, что авторы старались,  готовились, но пока еще только учатся этому непростому делу.

Совет: старайтесь не включать в синопсисы современный слэнг и словечки типа «очухаться». Документ технический, лучше выдерживать стиль.
Из тех, кто предпочел сделать синопсис на свое усмотрение, тоже есть дельные вещи, видно, что над представлением текста люди работали, и это огромный плюс. Спасибо. Откровенно провальных синопсисов не увидела.  А с учетом того, что многие писали синопсис впервые в жизни, можно сказать, что сработали прилично.

4. Аннотация. Должна быть информативной и в то же время интересной, привлекающей внимание. В нее не нужно включать песни/стихи – оставьте это для вступления. Аннотация также не должна быть слишком большой – когда в ней «многабуккафф», читатель обычно не дочитывает до конца, а порой и не заглядывает в книгу, опасаясь, что в тексте, вероятно, тоже будет много нудятины. 

5. Опечатки, знаки препинания, орфография.  Понятно, что тексты в большинстве своем еще пишутся, идет рабочий процесс, но вычитать хотя бы первые 40к знаков стоило. А по жизни лучше вычитку (хотя бы минимальную) делать в текущем режиме, по мере выкладки, чтобы у читателя не дергался глаз при виде того словесного месива, которое автор предлагает почитать. Обратите на это внимание. Один из параметров, по которым будут оцениваться романы в финале, это именно грамотность. Быть может, хорошо вычитанный текст подарит вам дополнительный балл в глазах жюри.

6. Оформление прямой речи – есть ошибки. Тоже обратите внимание, почитайте правила. Такие вещи режут глаз и коллегам-авторам, и опытному читателю. Кто-то выделяет прямую речь курсивом – нет смысла этого делать, читателю «костыль» не нужен, он и так все прекрасно поймет.

7. Еще обратила внимание на оформление песен и стихов – напоминаю: если стихи/музыка не ваши, нужна ссылка на источник, в случае платной книги – официальное разрешение автора. Если стихи ваши, лучше указать это в сноске. Если на ваши стихи есть музыкальная композиция, не нужно пытаться объяснить читателю, как звучит эта музыка – этого никто не поймет. Дайте ссылку на композицию, кому надо – прослушают и прикинут, как это должно звучать. Остальные все равно пропустят. Излишними дублями вы лишь загромождаете текст, а если эти дубли еще и выделены жирным шрифтом, то это мешает, отвлекает и в конечном итоге снижает интерес к книге.

8. Делите текст на главы. Заботьтесь о своем читателе. На сайте хороший функционал для работы с текстом, не ленитесь заливать главы в соответствующие разделы. Почему это важно? Когда видишь, что в одну главу залито сразу 5-6-9 частей, это раздражает. Читателю неудобно. В такой главе трудно будет понять, где остановился. Если по какой-то причине не дочитал главу до конца, то потом придется листать, мучиться… уважайте своего читателя. Оформляйте текст правильно. Для тех, кто хочет получить или уже получил КС, читатель – это еще и покупатель. А покупателю должно быть максимально удобно. Поэтому, если автору лень создавать для читателя комфортную обстановку, то автор останется и без читателей, и, соответственно, без денег.

В одной из книг залита всего одна глава, причем она оборвана на середине, более того оборвана в предложении, и даже оборвано последнее слово. О чем это говорит? О том, что автору было лень проверить, вошел ли положенный для отборочного тура объем в 40к знаков в какой-то завершенный кусок. А теперь представьте читателя, который заинтересовался текстом, дошел до конца бесплатного фрагмента, а там вместо логически завершенного кусочка лишь вакуум, начинающийся с середины слова. Купит читатель такой текст? Маловероятно. Хотите, чтобы вас покупали – делайте нормальные ознакомы. Они должны быть логически завершены, а главы лучше не разрывать. Более того, главу желательно завершить на самом волнительном моменте, чтобы читатель уже не задумывался над тем, покупать или нет… Не делайте так, как автор с оборванным текстом. Так вы лишь демонстрируете неуважение к читателю. Не сомневайтесь – читатель отплатит вам тем же.

9. Теперь по собственно текстам.

Важный момент: среди конкурсных работ встречаются тексты с хорошим синопсисом, но неимоверно затянутым началом. Автору-новичку зачастую кажется, что обоснованное долгое вступление грамотно вводит читателя в книгу, дает проникнуться атмосферой… Это не так. Современный читатель капризен. Ему нужно все и сразу. Он не погружается в книгу постепенно, а ныряет в нее с головой. Поэтому завязка должна быть уже в прологе. Причем хорошая такая завязка, драйв/загадка/напряженный момент чуть ли не с первого предложения. То, что заставит читателя прикипеть к вашему тексту и жадно глотать одну страницу за другой.

Что происходит, когда в первых шести-семи-десяти главах автор хорошо, но занудно рассказывает про то, как герой под стол пешком ходил и по-детски размышлял о каких-то мелочах? Правильно, интерес читателя быстро угаснет. Ну а поскольку конкуренция в художественной литературе чрезвычайно высока, то о вас потом и не вспомнят, а ваши книги отправятся в черный список с пометкой «чушь».

Начало – это зацепка, крючок для читательского любопытства. Если такой крючок есть, читатель к вам пойдет, если же его нет… увы. Даже если потом книга станет хорошей и интересной, то занудное начало гарантированно отсеет массового читателя, и вы останетесь с горсткой ценителей, которые не принесут вам ни известности, ни кассы. Для коммерческих авторов хорошее динамичное начало – залог успешного (хотелось бы, чтобы быстрого) набора аудитории. Для тех же, кто в коммерцию не рвется – не вопрос. Пишите как привыкли, ничего не меняйте, но и отдачи не ждите. Это будут книги для души, причем преимущественно для вашей.

Построение текста.

Если мы говорим о коммерчески успешных текстах, то у каждой вашей главы должно быть начало, середина и конец; глава - это своеобразный (завершенный!) кусочек мозаики, из которой состоит ваша книга. Окончание главы должно подводить итог произошедшему и давать задел на будущее. Так, чтобы события обрывались на самом интересном месте, а читатель, дойдя до конца, мчался в следующую главу с мыслью: «А-А-А! Что ж там дальше?!»

Если вы потеряете интерес читателя, то есть риск, что он отвлечется и/или отложит книгу, а потом и вовсе про нее забудет. Да, некоторые читают неторопливо и вдумчиво, но в коммерческом сегменте таких сравнительно немного. Поэтому оставляйте в каждой главе завязку для последующей, не лейте воду, вплетайте в повествование эмоциональные «крючочки», так вы удержите внимание читателя/покупателя и с большей долей вероятности наберете аудиторию.

Отдельно стоит упомянуть о детализации.

Если вы погружаете читателя в новый мир, то не нужно в первых же главах расписывать все подробности этого мира – географию, политическое устройство, денежные единицы… это скучно. В лучшем случае эту информацию пролистают. В худшем – плюнут на всю и закроют книгу. Не стоит вывалить все свои знания по миру на голову читателя. Не надо уподобляться Пришвину в стремлении ярко и пространно живописать окружающий мир. Описание необходимо, это верно, но постарайтесь все же не перегнуть палку, словесные кружева редко кому заходят, поэтому лучше во всем соблюдать меру. Отличный вариант, если вы будете знакомить читателя с вашим миром постепенно, шаг за шагом, вписывая детали по ходу повествования и не перегружая текст излишними подробностями. Дайте читателю следовать за героем, видеть его глазами и постепенно узнавать ваш большой и многообразный мир. Разбавляйте километровые простыни текста диалогами, схватками, интересными событиями. Разбивайте монотонный текст на абзацы. Так он будет чуточку меньше раздражать.

Термины.

Будьте осторожны с незнакомыми словами. Лучше сверяйтесь со словарями, иначе есть риск попасть впросак и использовать технический термин неправильно. Не сомневайтесь – если такое случится, то обязательно найдется человек, который разбирается в вопросе, и он непременно ткнет вас носом в ошибку. 

Диалоги.

Должны быть уместны и информативны. Диалог ни о чем – потерянное время читателя и разочарование в авторе. В то же время диалог – отличный способ отвлечь читателя от нудных описаний, переключить внимание. Диалог можно использовать как способ дать те же описания через призму знаний и понимания кого-то из героев. Иногда это лучше, чем вставлять авторскую ремарку на полстраницы. Диалоги – это ценный инструмент, старайтесь его использовать.

Персонажи.

Когда вы прописываете персонажа, то в идеале в вашей голове должна быть информация о герое, начиная с ранних лет и заканчивая моментом, с которым вы вводите его в повествование. Читателю эти вещи в большинстве своем не нужны, но автор должен понимать, почему его персонаж именно такой, что его привело к нынешнему состоянию и какие поступки он может совершить, исходя из условий своего существования. Иными словами, у каждого героя должна быть четкая психоматрица, характер, в рамках которого он и будет действовать. А еще в его поступках должна присутствовать логика, которая обусловлена всем тем, о чем я написала выше.
Если герой действует, исходя из хотелок автора, а не логики, значит, у автора серьезные проблемы. Недостоверный персонаж виден сразу, его появление означает оглушительный провал и для книги, и для автора.  

Особенно осторожно нужно обращаться с героями не своего пола. Не просто так в художественной литературе чрезвычайно мало героев-мужчин, достоверно написанных женщинами, и полноценных героинь, созданных авторами-мужчинами. Женская мечта о темном пластилине, который пресмыкался бы перед героиней, а во всем остальным был бы суровым мачо, увы, неистребима. Точно так же, как неистребима мужская мечта о невинной девственнице, которая вела бы себя в постели подобно даме легкого поведения; сюда же относится и извечно мужское стремление ввести в роман инфантильную дуру (лучше сразу гарем), чтобы на ее фоне крутость главного героя выглядела бы неоспоримой.

Чтобы  достоверно выписать персонажа другого пола, автор должен иметь богатый жизненный опыт, внушительный багаж знаний, наблюдений, понимание людских психотипов, характеров и особенностей поведения как мужчин, так и женщин. Да много чего он должен знать, более того – уметь оперировать этими знаниями. Поэтому тут действует принцип: не умеешь – не берись. Если очень хочется, то, конечно, пробовать надо, но не на конкурсах – раз, и будьте готовы к фиаско - два. Как вариант, найдите в своем окружении человека с похожим на вашего героя психотипом и задайте вопрос: так, мол, и так, для книги надо, помоги… скажи, как бы ты поступил (-а) вот в такой ситуации и почему? Это, конечно, не панацея, но какое-то представление вам даст.

В представленных конкурсных работах, к слову, есть подобные романы, но не все персонажи вышли удачными. В одном случае недостоверность героини (автор мужчина) настолько явная, что это удручает. Всего одна сцена… одна! И главный персонаж фактически уничтожен. Это означает, что книга не удалась и в финале ей делать нечего.

Речь героев.
Обратите внимание – у ваших героев не может быть однотипной речи. Благородный человек и смерд разговаривают по-разному. Если вы описываете общество, близкое к средневековому, то ознакомьтесь с основами; как минимум, почитайте правила этикета, чтобы не получилось, что безродный простак обращается к благородной леди, как к давней подружке, а та при этом мило улыбается и делает вид, что все в порядке. В реальности парня могли бы запороть или кинуть в тюрьму за неуважение к благородной особе. Подобные вещи – еще один показатель недостоверности вашего мира и героев. Не портите впечатление о себе и о книге – готовьте заранее матчасть. Или придумайте свою, чтобы не возникало вопросов. 

Пользуйтесь сносками.

Иногда проще дать информацию так, чем вводить ее по ходу повествования. Если вы используете авторские расы, авторские названия денег/материков/профессий и пр, то дайте пояснения в сноске, чтобы читатель не гадал, что это за незнакомое слово, и чтобы вам не приходилось думать, как органично вписать его в собственно текст.

Ритмика текста.
Нередко встречается несоответствие динамики событий и динамики текста. Например, во время боя персонаж вместо того, чтобы атаковать или защищаться, на три абзаца изливает душу во внутреннем монологе и вспоминает капли росы на траве у дома… Если он умирает, да, воспоминания могут быть уместны. Если идет бой, спор, драка, какая-то другая динамика, то и текст должен быть таким же: на резкие события сокращаем предложения, вплоть до предложений из одного слова, текст более рваный, быстрый, без описаний и всякого словоблудия. Дайте читателю действия, дайте ему почувствовать драйв и напряженность момента. Момент прошел, наступила развязка – все, можно выдохнуть и снова растекаться мыслью по древу. Без перерывов тоже нельзя - от бесконечного драйва читатель устает не меньше, чем от монотонной нудятины, поэтому иногда ему нужно дать отдохнуть, чтобы тот с новой силой мог переживать за героев.

К слову, умение создавать такие эмоциональные качели - один из показателей мастерства автора. Когда автор грамотно чередует драйв с периодами покоя, книга получается особенно увлекательной.

Кульминация и развязка.

Кульминация должна быть у каждой книги. Раскрытие главной тайны, финальный бой с главгадом… неважно. Более того, кульминаций в романе может быть несколько. А вот развязка всегда одна и она не менее важна, чем самый острый момент в книге.
Почему? В развязке автор раскрывает все детали своего замысла до конца, здесь же выстреливают все ружья, которые молчали раньше, все тайны, о которых упомянули вскользь, все загадки и догадки должны получить объяснение. Для читателя развязка – это как вишенка на торте. Пролистывая развязку, читатель вспоминает и переживает книгу заново, подмечает моменты, которые были ему непонятны раньше, молча благодарит автора за пояснения и ловит совершенно особенный кайф, добирая последние капли удовольствия от книги. Если этим этапом пренебречь, то даже при отличном сюжете и прекрасной кульминации читатель все равно останется недоволен. Скомканная концовка – это настоящая беда. Читателю не дали побалдеть, прочувствовать книгу до конца, и для автора такое разочарование еще хуже, чем если бы его книгу даже не открыли.

Не разочаровывайте читателей.

Делайте информативные аннотации, давайте интересное начало, держите напряжение на протяжении всего сюжета, нещадно избавляйтесь от «воды», держитесь в рамках заявленного жанра, используйте тэги и непременно давайте читателям то, что вы им наобещали. И тогда ваша аудитория непременно вас разыщет, а со временем обязательно вырастет, потому что вкусы у читателей очень разные, интересы разнообразные, и если вы будете с людьми честны, то и они от вас не уйдут.  

ЗЫ. Если кого-то интересуют детали конкретно по синопсисам и ознакому, пишите в личку. Подскажу, что можно поправить. 

527
29
0
527
29
0

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

08.08.23 09:42

Ритмика текста безусловно важна, но почему-то я так редко вижу упоминания ритма текста. Да, похожие понятия. Если совсем кратко, то я говорю о чередовании размеров абзацев и размера предложений в каждом абзаце. Соблюдая определённую последовательность текст превращается в музыку. А это очень важно.

К этому авторы приходят только с опытом)
Для начинающего автора умение держать ритм это, скорее, врожденное чувство, интуитивное понимание того, как текст должен звучать, чтобы от него было не оторваться.
Иногда это приходит после многих-многих часов чтения хорошей литературы.
У Никитина, кстати, есть хороший рассказ на эту тему. Очень познавательный)

08.08.23 08:08

Доброго времени суток.
Подскажите, автор, что Вы имели ввиду в пункте 8?
Кто-то засовывает в одну главу кучу событий, которые можно разбить на несколько глав или глава по своей структуре нормальная, правильная, но перебивки или пробелы заменены числами (Как в рассказах Ведьмака)?

Доброго!

Нет, имею в виду ситуации, когда в раздел "Глава 1" запихивается сразу несколько глав. Когда читаешь, идет разбивка внутри этой первой главы как: Глава 1, Глава 2...
Таких романов несколько. В одном вообще вся книга в одну главу запихана. Судя по всему, автору было банально лень заливать книгу поглавно, вот и получилась каша.

04.08.23 14:24

Отличная статья) Конечно, немного поздно, но хотя бы в двух словах можно узнать о недочетах Обиженного вампира, чтобы взять курс на исправление?

У вас легкий текст, хорошая разговорная речь, достоверный персонаж и отличная аннотация)
Удачи!

Оу)) Не ожидал такой высокой оценки) Спасибо) Но вычитывать текст от ошибок все равно думаю стоит))

26.07.23 01:07

Отличная статья получилась, на мой взгляд, полезная всем авторам вне зависимости от участия в конкурсе.
Если есть ко мне (точнее к нам с соавтором) замечания, готов выслушать в личку.

25.07.23 19:01

Спасибо! На самом деле, большинство советов довольно очевидные, но необязательные, как по мне. Я читал тысячи отрицательных отзывов на различные произведения (что и всем писателям советую), и поверьте: что для одного читателя тягомотина, для другого - экшон, заваруха, кровь, мясо... что для одного максимально раскрытый мир, то для другого - пустышка. Есть авторы, которые бросают читателя в самую гущу событий. Кому-то это нравится, а кто-то негодует: какого черта здесь происходит? Кто это, что это и зачем они все это делают?

Успели поругать Толстого за его воду, кучу синтаксических ошибок, тавтологий (я его сам читаю и замечаю много моментов, которые режут глаза); выплеснули ушат "чего-то там" на С. Кинга с его бесконечными изливаниями "вокруг да около", многие жалуются на нудный текст, не раз обвинили в графомании и патологической тяге к коммерческой составляющей (текст ради денег, типа души не вложено ни капли). Читал у Лермонтова "Вадим", понравился слог, но показалось, что текст перенасыщен эпитетами. Пытался читать "Голодные игры" (не знаю, весь текст такой у автора или нет), но на первых нескольких страницах я запинался на каждом шагу - настолько предложения были коротки. Читаю "Песнь льда и огня": нравится стиль изложения, само повествование; удивился, что в отзывах отметили бедный слог, картонных персонажей, кучу бесцельных действий.

Все тезисы, приведенные в посте, - лишь примерные, порой относительные позиции. Для каждого текста должен быть индивидуальный подход, поскольку каждый человек (писатель) - индивидуален и его замысел тоже. Как по мне, главное соблюдать язык и правописание. Если начнешь загоняться в рамки "правильного текста", текст может в итоге выйти совсем не таким, каким планировался изначально, далеким от задумки.

И я, вероятно, сейчас открою тайну: вы в своей жизни никогда не увидите идеальный текст - такого НЕ СУЩЕСТВУЕТ, увы, или, наоборот, к счастью. Я считаю, самое главное для писателя - свобода. ЧИТАТЕЛЬ ВСЕГДА НАЙДЕТСЯ. Даже если книга не "выстрелит", не станет бестселлером, она обязательно найдет свое место хотя бы в одном сердечке. И вообще, я видел много паршивых текстов, но которые пользуются популярностью. Так что... не заморачивайтесь, коллеги) Просто творите)
показать все

25.07.23 11:56

Спасибо! Всегда полезно кроме сухой теории иметь конкретные советы. Осталось только их законспектировать, сжать и повесить рядом с компом. Всё вроде просто и давно известно, но, когда пишешь, это выветривается из головы. Уже вижу, что кое-что в первых главах у меня нужно поменять.

чаще всего, свои косяки видны после того, как роман немного отлежится. Когда читаешь его свежим взглядом, все эти огрехи вылезают. Главное, знать, куда смотреть)

24.07.23 19:38

можно узнать, какие недочёты в моём случае?

В первую очередь, тема - определенно не для конкурса боевого романа. Хотя на странице книги вы указали жанры честно и правильно)
Синопсис у вас, к сожалению, получился слабым. Если бы решался вопрос с изданием, то его однозначно следовало бы переписать.
Во-вторых, многа-многа частей, залитых в одну главу. Тот самый случай, когда куча текста собрана в кашу и в ней сложно ориентироваться. Не ленитесь - разбивайте текст на главы нормально, если хотите, чтобы к вам шли люди.
Текст вычитан - это плюс. Есть завязка, есть идея, но хотелось бы больше динамики.
Наконец, диалоги. Я писала выше - они должны быть информативными. И обратите внимание на диалоги, как на способ выражения эмоций - когда "погибает" ваш герой, его мать убивается над телом, но в ее речи нет ни одного восклицательного знака. Нет эмоций, понимаете? Вы видели горюющую мать? Она или молчит и не двигается, убитая горем до такой степени, что даже слова вымолвить не может, или экспрессивна, кричит, воет, рвет на себе волосы и размахивает руками... у вас как раз второй случай, потому что вы пишите, что она рыдает, но при этом в речи матери ровные и спокойные фразы, как будто она не страдает, а так, просто поговорить вышла.
Это портит текст, делает ваших героев и их эмоции недостоверными. А недостоверные герои... ну вы поняли)
показать все

благодарю. но у меня слишком большая книга и мне пришлось разделить её на части. все дела начинаются в середине, ближе к концу и пошла война.
в общем - есть над чем работать.

К сожалению, редкий читатель будет ждать, когда же пойдет то самое обещанное интересное.
Много частей в книге - не причина не разбивать ее на главы. Сделайте второй том, если нужно. Но не сливайте все главы в кашу.

Я дилетант.
Только начинается мой путь в этот мирок литературы.
Обязательно займусь редактированием.

https://litsovet.ru/books/979953-protivostoyanie-mir
слишком большой первый том.

О, конкурент по объему) У меня первый том будет примерно на 3млн знаков.. Я плачу и пишу, пишу и плачу.

Я не конкурент)
А на счёт плакать - как я Вас понимаю) Бессонные, но кайфовые ночи.

27.07.23 14:28

излишний вопрос. Не обращайте внимание. Спросил и передумал

Ну, не всегда кайфовые) Но порой и правда приятные. Если продуктивные)

24.07.23 19:37

Благодарю за подсказки.

24.07.23 18:25

ЗЫ. Если кого-то интересуют детали конкретно по синопсисам и ознакому, пишите в личку. Подскажу, что можно поправить. (с)

Отправленный синопсис можно править?
Имеет ли смысл исправлять жи-шиобразные мелочи?

Сейчас уже править синопсис смысла нет. Но знать свои ошибки на будущее стоит - вдруг вы соберетесь издаваться? Умение писать хорошие синопсисы вам точно пригодиться.
А вот ошибки правьте. Это и признак уважения к читателю, и лишний плюсик в глазах жюри.

24.07.23 17:54

Хорошая статья, и весьма информативная.

Благодарю)

  • 1
  • 2
Успей купить!
Присоединяйтесь
к нам в соцсетях