Медицина в Европе в Средние века. (Часть 1)
Интерес к истории средних веков у меня ограничивается не только войнами и политикой, также мне всегда была интересна повседневная жизнь, состояние науки и литературы, а также различные явления социальной жизни людей того времени. Буду немного делиться накопленным материалом.
По медицине информации скопилось довольно много. О средневековых больницах, об отношении к инфекционным заболеваниям и их лечении, о развитии хирургии, о развитии полевой медицины, о положении медиков в обществе, которое менялось с развитием медицинских знаний вне церкви и множество персоналий.
С одной стороны я хотела бы показать, что все было не так печально, как принято считать вообще. А с другой, что даже самые продвинутые медики тех времен порой творили со своими пациентами то, что сейчас кроме как варварством не назовешь.
Начнем с больниц.
Как они были устроены, и почему не стоит называть больницу (или ее часть) лазаретом, если вы пишете свой роман в антураже средних веков (это касается и исторических романов, и фэнтези, где автор старается создать правдоподобную атмосферу).
Во времена раннего средневековья, V-X века, все знания относительно медицины, да и вообще все знания в принципе, оказались сосредоточены в монастырях. Там монахи обучались, настолько, насколько это было возможно. Там же и лечили страждущих из тех, кто осмеливался обратиться к ним за помощью.
При монастырях появились первые госпитали. Это не были больницы в том понимании, которое мы вкладываем в это слово сейчас. Госпиталем назывался странноприимный дом при монастыре, куда пускали и тех, кому требовалась помощь, и просто путников переночевать. В госпиталях никого не лечили. Человек мог рассчитывать на крышу над головой, возможно, какую-то пищу и молитву.
Однако в таких госпиталях любой страждущий мог рассчитывать хотя бы на описанное выше. А это в жестокое и темное время, о котором идет речь, было уже очень немало. В Испании в Мериде в 580 г. существовал госпиталь, при котором была гостиница и отдельное помещение для больных, хозяйство, обеспечивающее продуктами, а также персонал, состоявший из монахов и монахинь.
У монахов-бенедиктинцев было прописано в уставе, что они обязаны лечить и ухаживать за больными и не отказывать никому в лекарской помощи, даже если бенедиктинец не имел никаких специальных знаний. Собственно, они и лечили, как могли: молитвой, припарками и эликсирами, которые порой состояли из нескольких десятков ингредиентов. Сомневаюсь, что тут вообще пахло хоть какой-то наукой.
Соответственно, такое отношение к здоровью населения средневековой Европы в целом привело к различным эпидемиям. В том числе и эпидемии лепры, проказы. Она была настоящей и главной бедой до появления чумы. Насколько серьезной, что потребовалось создать отдельный монашеский орден, который бы занимался уходом за прокаженными. Это был орден святого Лазаря. Отсюда и взялось название «лазарет», то есть место, где содержатся больные проказой. В Венецианской лагуне есть остров Лазаретто, на котором находился монастырь св. Лазаря и куда отправляли всех больных проказой из близлежащих окрестностей. А во время эпидемии чумы 1348 года туда же отправляли зачумленных, а на острове основали карантин, который просуществовал триста лет.
Карантин – это вовсе не мероприятие, когда все сидят по домам, а в магазины пускают по QR коду. Это еще одно медицинское учреждение, возникшее в портах в средние века. Слово «карантин» переводится как «сорокадневие». Изначально появилось это понятие как раз в Венеции. Корабли, прибывавшие из дальних стран, например, с Востока, должны были стать на якорь на 40 дней, прежде чем войти в порт. Появилась также необходимость строить карантинные лазареты, куда помещали уже заболевших во время путешествия. Опять же, врачебной помощи им там практически не оказывали. В лучшем случае заботились о нуждах первой необходимости. В худшем запирали, ожидая смертельного исхода, а тела потом сжигали.
Городские больницы появились немного позже госпиталей при монастыре. Примерно в VII веке. Франкский император Карл Великий издал указ, по которому госпиталь должен быть при каждой церкви и монастыре, а в каждом городе должна быть создана светская больница.
Средневековые больницы представляли собой одно общее помещение с кроватями, где размещали больных. С пришествием чумы в Европу, в больницах также стали огораживать чумные бараки. Опять же по большей части медицинская помощь сводилась к присмотру и уходу за больными, чьи хвори не считались опасными, и изоляции тех, кто был болен чумой или любой другой опасной болезнью.
Все это было обусловлено несколькими вещами.
Первое, хоть в монастырях собирались и хранились сведения и знания о медицине с античных времен, далеко не все монахи, занимающиеся врачеванием, не то что открывали, а вообще могли прочитать что-то из хранящихся книг.
Второе, очень долго церковь запрещала вскрытие трупов. Собственно о строении внутренних органов тогдашние лекари и врачеватели имели весьма смутное представление, хотя многие медики предполагали, что внутренне строение человека, в общем-то, под стать животным и пытались изучать анатомию на свиньях и собаках. Но тех, кто открыто об этом заявлял, понятное дело, церковь очень не любила. Трактаты сжигали, иногда вместе с из авторами, последних отлучали от церкви и предавали анафеме.
Третье, безусловное доверие силе молитвы. И люди и монахи-врачеватели верили, что в первую очередь спасает молитва, а уж потом лекарства, уход и хирургическое вмешательство (на эту тему сделаю отдельный пост).
Все, что я написала выше, относится в основном к медицине темных веков.
Позже рост населения и развитие городских больниц все же начал диктовать свои условия. Нужны были подготовленные, знающие люди, умеющие помочь раненым и больным не только молитвой и добрым отношением. Благодаря этой необходимости при университетах начали появляться медицинские факультеты, готовящие медиков уже не привязанных к монастырям и церкви.
to be continued
Комментарии
Сортировать по
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!