Люблю собирать всякие бытовые мелочи из средних веков. А еще люблю их представлять в фэнтези произведениях, вставленные аутентично, соответственно образу эпохи, которую берет за основу автор.
Будет здесь такой коротенький обзор на такое часто встречающееся явление в фэнтези, исторических, псевдоисторических и альтернативно-исторических романах, как гостиница или постоялый двор.
Что такого тут может быть? На самом деле все же очень просто. Постоялый двор или гостиница – место, где можно снять комнату, поесть и пожить какое-то время. И представление и о том и о другом примерно у нас есть. Книг-то написано много. Даже очень уважаемыми и признанными авторами исторического романа.
Обычно постоялый двор представляется как двухэтажное здание. На первом этаже собственно что-то типа трактира, где можно поесть, выпить и закусить. На втором этаже комнаты для постояльцев. Ничего особенного. Ну, канализации нет. Это понятно. Средневековье же.
Удобный, кстати, образ для чего угодно. И героя с героиней свести можно, сообщив устами трактирщика, что осталась одна комната с одной кроватью. А им уставшим и голодным что делать? Идут, подгоняемые автором, делить одну кровать в отдельной комнате и творить романтику. И собрать в одном месте злодеев и героев, так, чтобы они не сразу друг друга увидели. И создать условия для обсуждения тайных планов, которые кто-то случайно обязательно подслушает через каминную трубу.
А загвоздка состоит в том, что этот образ средневековой гостиницы создали мэтры-писатели XIX века. Те самые Александр Дюма, Роберт-Льюис Стивенсон, Вальтер Скотт, Альфред де Виньи и т.д. Им почему-то не пришло в голову, что то, что они знают в своем XIX веке – это тоже продукт культурной эволюции, появившийся к концу XVII века в крупных городах. А придорожных заведений такого типа не могло существовать еще очень долгое время чисто по экономическим причинам. Это было невыгодно и никому не нужно.
Начнем в того, что в ранее средневековье гостиниц и постоялых дворов в том виде, к которому мы привыкли, не существовало вообще. Были странноприимные дома при монастырях, где могли остановиться паломники и путешественники. Там же путника могли подлечить и покормить. Все это происходило в одном большом помещении. То есть, в одной комнате спали, ели и иногда жили по нескольку дней и те, кто просто попросился переночевать в дороге, и раненые, и больные, пришедшие к монахам за помощью. Называлось такое место при монастыре госпиталем. Это было обусловлено тем, что до эпохи крестовых походов люди путешествовали мало и такой вид бизнеса не приносил бы особого дохода.
Все начало менять с началом крестовых походов. В путешествие отправлялись рыцари со своими оруженосцами и слугами, короли с армией и свитой, многочисленные паломники и т.д. Но постоялые дворы еще очень долго отличались от того, что рисует нам литература. Чаще всего они, во-первых, располагались под стенами больших городов. Где-то в деревне или даже на перекрестке нескольких дорог гостиниц не строили. Опасно и невыгодно. Во-вторых, это обычно было одно большое помещение, без каких-либо перегородок или обособленных комнат, стоящее отдельно от дома хозяев. Кровати в помещении представляли собой лежанки, рассчитанные на несколько человек. А то и вовсе можно было рассчитывать на соломенный тюфяк, не более того. Эти помещения не топились. Ни выпивку, ни еду там не подавали. Платили постояльцы за спальное место. И вполне могло оказаться, что путешественнику придется делить кровать с абсолютно незнакомыми людьми.
И тут сюжетный ход с одной кроватью на двоих приобретает уже совсем иной оттенок. А романтика куда-то явно улетучивается.
Собственно, при таком раскладе становится понятно, почему считалось, что женщинам на постоялых дворах ночевать было неприлично. Рафинированный постоялый двор с отдельными ЗАПИРАЮЩИМИСЯ комнатами, да еще и имеющими отхожее место хотя бы в виде ведра за занавеской был бы для девиц того времени образцом приличного места для ночлега. Но таких не существовало.
Ближе к эпохе Ренессанса постоялые дворы стали принимать более-менее знакомый вид, когда в них начали отделять помещение, где постояльцы могли поесть и выпить. Но комната, предназначенная для ночлега, все еще была общей. К тому же хозяева гостиниц не спешили кормить всех подряд. Кухня предназначалась только для постояльцев. А большинство гостиниц располагались все еще за пределами города. Считалось, что если человек приехал в город по делу и не собирается оставаться надолго, то дело это он должен делать днем. А на ночь городские ворота закрывались. Услугами гостиниц пользовались те, кто не успел зайти в город до темноты. Такая вот миграционная политика средних веков.
Как же тогда быть с социальным и классовым разделением? Все очень просто. Достаточно богатые аристократы могли себе позволить заплатить за весь этот общий зал со спальными местами и выгнать простых постояльцев на улицу. Нет? Придется нищему аристократу ночевать в одной комнате с плебеями. Также гостиницы сами по себе стали делиться на те, что предназначены для простолюдинов, и те, в которых останавливались дворяне. Ночевать в одной комнате нескольким аристократам было вполне не зазорно.
Так что, вспоминая сцену знакомства Ла Моля и Коконнаса из "Королевы Марго", когда мэтр Ла Юрьер не хотел сдавать им комнаты, так как у него оставались пустыми отдельные комнаты для слуг, уже можно понять, что Дюма, скорее всего, перенес в XVI век весьма приличную гостиницу из родного ему XIX.
Такое положение дел в гостиничном бизнесе продолжалось вплоть до второй половины XVII века, когда появившаяся необходимость в постоялых дворах и гостиницах, располагающихся непосредственно в городах, давила так, что заставила развиваться сервис и строительство гостиниц с отдельными комнатами. А более-менее известный по произведениям классиков XIX века вид, который и перекочевал во все современное фэнтези, появился уже в конце XVIII века, но так уверенно вошел в сознание людей, что представить, что и рыцари, и аристократы, и паломники, и нищие могли ночевать на соседних тюфяках в холодном сарае и это считалось в порядке вещей, уже практически нереально.
Комментарии
Сортировать по
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
очень познавательно))
Рада, что кого-то мои статьи интересуют )))
Спасибо за информацию. Это было интересно прочитать.
Рада, что кого-то заинтересовало)))
Очень качественная работа. Мне кажется, такие статьи стоит подавать в профильные журналы. Например, думаю, что можно отправить в журнал "Мир фантастики" https://www.mirf.ru/faq/kak-stat-avtorom-mirf/.
Но куда лучше - точно подсказать не могу, так как сама не знаю.
Подобных блогов-статей у меня несколько. Все они так или иначе связаны непосредственно с моей книгой, а пишу я именно историчку (без сопутствующего, не АИ, без попаданцев, только чистая история, только хардкор). И мне хотелось приблизить быт моих героев к реалиям, в которых они жили. Вот те же трактиры я изучала довольно тщательно. Что могло быть, чего быть не могло в том же 16ом веке в Европе.
Чуть позже выложу подобные же изыскания относительно медицины.