Сегодняшняя часть итогового кинообзора также, как и предыдущая, посвящена фильмам, которые, словно под микроскопом, исследуют человеческую душу. Вошли в неё преимущественно картины европейские (ирландская, две венгерских, две итальянских, одна франко-итальянская, бельгийская) и лишь одна – азиатская (южнокорейская). Итак, представляю вам эти 8 работ:
Банши Инишерина (The Banshees of Inisherin). Ирландия, Великобритания, США, 2022. Режиссёр - Мартин Макдона. В главных ролях: Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Барри Кеоган, Керри Кондон. Трагикомедия
Пожалуй, это мой самый любимый фильм из тех, что я посмотрела в 2023-м году. Если имя режиссёра – Мартин Макдона – для вас не пустой звук, если вы видели что-то из его картин: «Залечь на дно в Брюгге» (2008), «Семь психопатов» (2012), «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017), то вы понимаете, что это один из самых талантливых и ярких киномастеров нашего времени. Его стиль – насмешливый, ироничный, временами абсурдный, местами жёсткий, но в целом – исполненный доброты и любви к своим персонажам. Он их видит такими, какие они есть, но всегда из них вытягивает самое лучшее, о чём они порой и сами не догадываются. Он беспредельно нежен к своим героям, и эту нежность умеет передать зрителю. Действие происходит ровно сто лет тому назад – в 1923 году.
«Банши Инишерина» - это рассказ о двух друзьях, между которыми вдруг не сладилось, разошлись внезапно их пути. Один из друзей рвётся возобновить дружбу, а другой его избегает, непонятно тому почему. Первому кровь из носа надо помириться, а другой – палец себе готов оттяпать, только бы того не видеть. А ещё к ним привязан местный дурачок, славный такой, влюблённый в прекрасную даму, которая, конечно, ему отнюдь не пара.
И вот происходит между всеми ними много такого – чудного и смешного, печального и трагичного, что заставит вас и плакать, и смеяться, и даже, наверное, временами ругаться. Но тоже - с любовью.
Смерть в Венеции (Morte a Venezia). Италия, Франция, 1971. Режиссёр – Лукино Висконти. В главных ролях: Дирк Богард и Бьорн Андресен. Драма
Действие этого фильма происходит в 1911 году. Немолодой композитор, с больным сердцем и разбитой душой, приезжает в Венецию, чтобы подлечиться и справиться с духовным и творческим кризисом. Отдыхая в фешенебельном отеле, композитор обращает внимание на юношу, почти мальчика, который везде появляется в сопровождении матери, гувернантки и сестёр. У мальчика ангельская внешность, а сам он несколько двусмысленным поведением заставляет композитора заинтересоваться им.
Хотя мальчика и называют итальянским Лолитом, в фильме нет ничего предосудительного. Персонажи, которые явно испытывают друг к другу сильный интерес, за всю картину ни разу даже не заговорят друг с другом. Да и один на один ни разу не останутся. Всё, что между ними происходит – это только игра сильного и скрываемого мужчиной чувства, которого тот избегает и которому изо всех своих сил сопротивляется, и подростковой безалаберности, пробуждающейся чувственности и осознания собственной привлекательности.
Очень красивая и мудрая картина. Снята, кстати, по новелле Томаса Манна.
Дверь (The Door). Венгрия, Германия, 2014. Режиссёр – Иштван Сабо. В главных ролях: Хелен Миррен, Мартина Гедек, Карой Эперьеш. Драма.
Это драма, по стилю напоминающая скорее не венгерские, а немецкие фильмы – такие, как «Жизнь других» или «Работа без авторства», а по теме она имеет общее с «На исходе дня», хотя до этого шедевра не дотягивает, но всё равно фильм замечательный.
Писательница с мужем снимают дом и нанимают служанку – немолодую суровую женщину по имени Эмеренц, которую явно тяготит груз прошлого. Эмеренц ведёт себя своенравно, даже порой вызывающе, что пугает её новых хозяев, однако, соседи относятся к ней с глубоким уважением и симпатией.
«Дверь» – о столкновении двух личностей, двух вселенных, которые имеют настолько разные свойства души, характера, темперамента, опыта, что их искрит друг от друга; конфликт, кажется, должен привести к неминуемой катастрофе – эти две женщины совершенно несовместимы. Однако между ними имеется некая сила притяжения, которая заставляет их учиться сосуществовать друг с другом и даже испытывать сильную привязанность. Писательница явно проигрывает Эмеренц как личность, но способна первой пойти на компромисс и обойти острые углы. Духовная сила служанки, которая, будь она верующей, запросто могла бы ей позволить занять место игуменьи монастыря, изменяет весь внутренний мир писательницы.
Презрение(Le mépris). Франция, Италия, 1963. Режиссёр – Жан-Люк Годар. В главных ролях: Брижит Бардо и Мишель Пикколи.
Драма отношений мужчины и женщины, мужа и жены, в основе которой лежит архетип из «Одиссеи», эта древняя поэма напрямую связана с сюжетом картины.
Легендарный режиссёр Фриц Ланг (он играет сам себя) снимает на Капри фильм об Одиссее и Пенелопе. Он хочет создать настоящее авторское кино, а продюсер требует снимать так, чтобы фильм был интересен массовому зрителю. Для адаптации сценария он нанимает писателя. А у писателя есть миловидная жена. Он знакомит её с продюсером в надежде, что тот будет лучше к нему относиться, и использует её красоту для благорасположения работодателя.
У знаменитого фильма Годара много разных аспектов, но самый яркий, мне кажется, это всё-таки философия и критика кинематографа 60-х.
Господин учитель Ганнибал(Hannibál tanár úr). Венгрия, 1956. Режиссёр – Золтан Фабри. В главной роли – Эрнё Сабо. Трагикомедия.
Фильм Золтана Фабри рассказывает о маленьком человеке в 30-е годы 20-го столетия во времена становления фашизма.
В одной из венгерских гимназий преподавал учитель латыни и классической истории Бела Нюл, человек тихий, скромный, бедный, маленький, некрасивый и смешной, умом не очень крепкий, недалёкий, но в душе добрый и даже героический, только не совсем кстати – вынес во время пожара из пылающего школьного кабинета череп - зачем, спрашивается? И славу, и аплодисменты за этот нелепый подвиг другой получил. А потом и отвечать ещё пришлось перед властями – почему именно череп спас? материалист, да? А какой он материалист? Он мечтатель. Написал статью о любимом историческом персонаже Ганнибале, а никто её печатать не хочет. А Ганнибал к нему даже в грёзах является.
Взлёт и катастрофическое падение тихого малозаметного человечка сыграл гениальный актёр Эрнё Сабо.
Электричка(Gyeonguiseon). Южная Корея, 2006. Сценарист и режиссёр – Пак Хын-щик. В главных ролях: Ким Ган-у и Сон Тхэ-ён. Драма.
Светлая и печальная, заполненная флэшбэками (отсылками в прошлое), история двух людей, которые однажды зимой, в снегопад, сели на последнюю электричку и заснули в ней, а разбудил их машинист на самой дальней, Богом забытой, пустой станции, такой неуютной и тёмной, что даже присесть некуда, да и от непогоды не укрыться.
Вынужденные попутчики знакомятся и отправляются пешком к ближайшему месту, где есть цивилизация. Они рассказывают друг другу свои истории - сперва, боясь даже чуть-чуть приоткрыться, лживые, а после, как это бывает с первыми встречными, когда их души начнут слегка резонировать, а разговор становиться всё более задушевным, откроют друг другу сокровенные тайны, о которых и самые близкие не ведают.
Только корейцы умеют снимать столь тонко, нежно и в то же время отстранённо истории о человеческом одиночестве, когда каждый персонаж – это целая вселенная, не съезжая при этом в слезливость и дешёвую мелодраму, а поднимаясь в высших моментах истории до катарсисного очищения.
Тёплая и добрая картина.
Осаждённые(L'assedio). Италия, Великобритания, 1998. Режиссёр – Бернардо Бертолуччи. В главных ролях: Дэвид Тьюлис и Тандиве Ньютон. Драма, мелодрама
Сразу скажу, я не понимаю, почему лента называется «Осаждённые» (дословно – «осада», «блокада»). Это, вероятно, какие-то метафорические тонкости итальянского языка, ничего военного в сюжете нет. Это камерная работа, преимущественно, двух актёров, которые вывозят на себе сценарий.
Тьюлис играет английского композитора, который живёт в дорогой римской квартире, ведёт затворнический образ жизни и всецело поглощён музыкой. У него прибирается молодая чернокожая домработница Шандурай, которая приехала из какой-то африканской страны, где её мужа во время военного переворота схватили военные.
Композитор очарован красотой Шандурай, она для него столь же прекрасна, как музыка. Когда он узнаёт, что у неё есть муж, который находится в заточении, то проявляет чудеса самопожертвования, чтобы разыскать его и спасти.
Прекрасная, трогательная и очень красивая лента итальянского режиссёра, который ещё при жизни стал классиком.
Два дня, одна ночь(Deux jours, une nuit). Бельгия и др., 2014. Режиссёры: Жан-Пьер Дарденн и Люк Дарденн. В главной роли – Марион Котийяр. Драма.
Своеобразная и интересная работа братьев Дарденн. Героиней их фильма стала молодая женщина Сандра, которая возвращается на работу после курса лечения депрессии, и выясняет, что коллектив проголосовал за её увольнение в пользу годовой премии для каждого.
У Сандры есть два выходных дня на то, чтобы переговорить с каждым из 14 сослуживцев и убедить их изменить своё решение. Все люди разные – одни отзывчивые, другие прячутся и делают вид, что их нет дома. Одни обещают помочь, другие клянутся, что без годовой премии сами погибнут. Но так или иначе годовая премия позарез нужна каждому. А только что отступившая депрессия накатывает на Сандру с новой силой. Хорошо, что у неё есть любящий муж, который её поддерживает во всём.
Фильм не столько о переживаниях Сандры, сколько о том, как по-разному люди проявляют себя, когда от них требуется пойти на жертву для другого человека. У каждого своя судьба, свои трудности, свой характер и этические принципы.
Финал фильма режиссёры завернули чрезвычайно круто, сюжет сворачивается, словно плотно сжатая спираль.
продолжение следует
Комментарии
Сортировать по
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Спасибо за интересный список!)
спасибо, что прочитали :)
сегодня вышло продолжение :)